Это означает, что Федеральная резервная система должна увеличивать эмиссию.
В своем годовом прогнозе я писал о том, что вечно эмиссионная
политика Федеральной резервной системы США продолжаться никак не может,
поскольку она ухудшает состояние реального сектора экономики. События
первых недель года показали, что есть и еще одна опасность, которая
формально не связана с реальным сектором. Так, на днях Казначейство
(Министерство финансов) США сообщило, что в декабре 2010 года инвесторы
заметно снизили темпы покупки американских ценных бумаг. В частности,
от американских казначейских облигаций избавляется не только Китай, но и
американская инвестиционная компания PIMCO (Pacific Investment
Management Company), управляющая крупнейшим в мире фондом взаимных
инвестиций. Причина распродажи бумаг – обеспокоенность инвесторов по
поводу растущего бюджетного дефицита и инфляции в США.
В частности, в своем ежемесячном отчете о динамике рынков капитала
Казначейство США сообщило, что в декабре 2010 года инвесторы купили
значительно меньше американских государственных долговых обязательств,
чем они это делали ранее: если в ноябре американских облигаций было
куплено на $93,8 млрд, то в декабре – на $76,8 млрд. На долгосрочные
облигации в декабре было потрачено $65,9 млрд, тогда как месяцем ранее –
$85,1 млрд. Из них иностранными инвесторами было потрачено $41,8 млрд,
а месяцем ранее – $64,5 млрд.
Крупнейшим в мире держателем американских долговых обязательств
является Китай, однако с конца 2010 года он начал понемногу распродавать
свой портфель. Казначейство США сообщило, что Китай второй месяц
подряд сокращает свой портфель американских казначейских облигаций: в
декабре китайцы продали американских облигаций на $4 млрд, сократив
портфель до $891,6 млрд.
Упомянутая PIMCO сообщила, что за январь этого года доля американских
гособлигаций в портфеле фонда сократилась с 22 до 12%. Руководители
фонда полагают, что больше всего держателям американских казначейских
облигаций следует опасаться инфляции и громадного бюджетного дефицита
США, который превышает $1,5 трлн. «Власти пытаются убедить держателей
облигаций и рядовых граждан, что инфляция и, самое главное, инфляционные
ожидания в ближайшие годы будут чрезвычайно низкими. Они будто бы
говорят: забудьте об этом дефиците в $1,5 трлн, с нынешними зарплатами и
индексом потребительских цен нет необходимости переживать по поводу
того, что инфляция съест ваши деньги и инвестиции. Они пытаются нас в
этом убедить», – заявил управляющий директор фонда Билл Гросс.
Не следует недооценивать эти события. Дело в том, что вся идея
постоянной эмиссии построена на тех экономических моделях, которые
используют власти США (и, кстати, крупнейшие финансовые институты). У
этих моделей есть одна особенность: в них ослабление денежной политики
(снижение стоимости кредита) эквивалентно прямой денежной эмиссии. На
протяжении почти 30 лет денежные власти США стимулировали экономику
путем снижения стоимости кредита (учетная ставка ФРС снизилась с 19% в
1981 году до практически нуля в конце 2008 года). После этого начался
кризис, который как раз и был связан с невозможностью реструктурировать
накопленную задолженность из-за исчерпания возможности снижения
стоимости кредита.
Денежные власти США, в полном соответствии со своими моделями, начали
эмиссию, и на первом этапе это дало эффект: спад вроде бы остановился.
На самом деле это была иллюзия, потому что совокупный спрос продолжал
падать; сокращался также совокупный портфель банков. А к концу 2010
года, после начала программы QE2, и вовсе начались проблемы: цена на
казначейские облигации США стала падать.
Из приведенных выше данных, в общем, понятно, почему: основные
держатели этих бумаг стали от них избавляться. Фактически это означает,
что ФРС должна увеличивать свою эмиссию для компенсации выпадающего
спроса и оттягивания с рынка избытка предложения. Если этого не сделать,
то падающая цена на вторичном рынке вызовет падение и на рынке
первичном, что приведет к быстрому росту дефицита бюджета США и
необходимости еще большей эмиссии. Другими словами, объективные
проблемы, связанные с избытком притока денег в финансовую систему США,
существенно возрастут; в частности, серьезно вырастет желание многих
стран сократить свои пакеты американских «казначеек».
Иными словами, те возможности, которые денежные власти США считали
вполне доступными и реализуемыми, оказались не совсем таковыми. Сегодня
можно долго спорить на тему о том, были ли изначально неправильными те
модели, которыми руководствовались американские эксперты (напоминаю,
что несколько месяцев тому назад банк «Голдман Сакс» сообщил, что для
преодоления кризиса нужно напечатать еще около $4 трлн), или просто
радикально изменились условия. Но, в любом случае, факт, что называется,
налицо. И всем становится понятно, что та модель, которую предложили
денежные власти США в конце 2008 года и подтвердили этой осенью, приняв
программу QE2, больше не работает или, в лучшем случае, доживает
последние дни.
Выходов тут, как понятно, два: первый – искать другие способы
снижения стоимости кредита, который, в отличие от учетной ставки, пока
не нулевой; второй – смириться с переходом к дефляционному сценарию.
Первый был бы хорош, если бы было понятно, как это сделать; второй
приведет к необратимым социально-политическим последствиям. Поскольку
этого второго не допускают политики, денежным властям остается тянуть
время и надеяться на лучшее. А именно – что кто-то все-таки придумает,
как дальше снижать стоимость кредита.