За последние годы аварии самолетов иранских авиакомпаний, в том числе
и российского или советского производства, происходили неоднократно.
Основу воздушного парка Ирана, кроме Ту-154, составляют преимущественно
старые модели американских Boeing, французских Airbus и малогабаритных
нидерландских Focker (предназначены для внутренних авиаперевозок).
В эксплуатации иранского воздушного парка находятся самолеты Ан-140
(в иранской комплектации они называются IrAn-140). Иран в 1995 году
договорился с украинской стороной о производстве по лицензии этих
самолетов, и уже в 2001 году приступил к их сборке. С тех пор было
собрано, по разным данным, от 10 до 14 таких лайнеров, все они
эксплуатируются внутри страны. Но этого не достаточно для нужд иранской
авиации из-за увеличения спроса на воздушные перевозки.
Сразу после исламской революции 1979 года в Иране США в рамках
одностороннего санкционного режима ввели запрет на продажу в Иран
самолетов, их частей и оборудования западного производства. Впоследствии
Вашингтон в категоричной форме блокировал поставку Тегерану боинговских
авиационных двигателей, которыми укомплектованы европейские самолеты
семейства Airbus.
Американская сторона, озабоченная ситуацией с развитием иранской
ядерной программы, а также имея к Тегерану целый набор других претензий
(права человека, поддержка терроризма, ракетное досье), предпочитала
использовать зависимость Ирана от американского авиационного
оборудования в качестве дополнительного рычага воздействия. В итоге, тем
не менее, европейцам, видимо, удалось нащупать хрупкий компромисс с США
по поводу ослабления данного запрета.
В конечном счете, было решено, что вопрос о поставках Ирану нового
самолетного парка, укомплектованного американскими двигателями, может
быть включен в известный список так называемых дивидендов, которые
предлагались Тегерану на стадии переговорного процесса в формате
Иран-Евротройка в 2005 году в обмен на полное сворачивание его ядерных
программ.
Однако Иран тогда отклонил европейский пакет предложений, и стало
очевидно, что новые партии европейских, либо американских самолетов
Тегеран получит очень нескоро.