Власти Джамахирии изначально выбрали силовой сценарий общения с оппозицией. Тем не менее, такая решимость никого не испугала. Пламя нестабильности начало разгораться с Бенгази, города на востоке Ливии. Он населен преимущественно рабочей интеллигенцией, которая никогда особой поддержкой режима не отличалась.
Агрессивно настроенная толпа, разозленная арестом одного из правозащитников, собралась у здания местной администрации, требуя освобождения. Затем протестующие двинулась к центру города, где вступили в стычки с проправительственными активистами и полицией.
Режим М.Каддафи выполнили угрозу - полиция открыла огонь на поражение по безоружным манифестантам. В больницах Бенгази закончились места, а раненые все продолжали поступать. Многие - в тяжелом состоянии. Согласно сведениям очевидцев событий, военные, направленные в Бенгази для подавления восстания, использовали против мятежников даже крупнокалиберное оружие. Появились сообщения о том, что по демонстрантам открыли огонь снайперы. В результате при подавлении массовых выступлений в Бенгази погибли 200 человек, более 800 были ранены.
Далее события начали развиваться во многом подобно египетским. Власти Ливии отключили Интернет, увидев, что оппозиция использует сеть для координации своих действий. Прекратил работу даже сайт правительства. Кроме того, режим М.Каддафи, опасаясь братания солдат с манифестантами, подобно Х.Мубараку подтянул к побережью Средиземнного моря спецподразделения, сформированные из африканских племен юга Сахары.
Действия ливийского режима получили однозначную оценку в мировом сообществе - как со стороны государств, так и со стороны международных и общественных организаций.
Одним из первых выразил крайнюю обеспокоенность по поводу актов насилия в Ливии Президент США Барак Обама. Американский Президент призвал правительство страны проявить сдержанность в отношении протестующих.
Правительство Великобритании объявило об отзыве лицензий на поставки оружия в Ливию в связи с насильственным подавлением протестов. Еще резче высказался Евросоюз. Руководитель внешней политики ЕС Кэтрин Эштон призвала ливийские власти немедленно прекратить насилие в отношении участников антиправительственных протестов и начать диалог по поводу реформ.
"ЕС чрезвычайно озабочен событиями, происходящими в Ливии, и сообщениями о смерти значительного числа демонстрантов", - говорится в заявлении К.Эштон. Впрочем, Ливия не замешкалась с тем, чтобы больно огрызнуться - предупредила конфедерацию о том, что может прекратить сотрудничество в сфере борьбы с нелегальной иммиграцией из Африки.
Тем временем, ситуация в Бенгази окончательно вышла из-под контроля властей. Жители города начали захватывать и поджигать полицейские участки. В ряде мест безоружная толпа преградила путь танкам и уговорила военных перейти на свою сторону. В воскресенье вечером оппозиционеры захватили военную базу в Бенгази. Именно с территории этой базы в последние дни велся интенсивный обстрел городских кварталов. На ее территории также находился штаб по управлению войсками.
После захвата базы Бенгази окончательно перешел под контроль повстанцев. Кроме того, в руки повстанцев перешел еще один город на востоке страны - Эль-Бейда. В воскресенье массовые беспорядки также охватили традиционно лояльную к режиму столицу страны - Триполи.
На сегодня Ливия пребывает на пороге гражданской войны. Этот факт осознали уже и сами власти североафриканского государства. В ночь на понедельник с телеобращением к нации выступил сын ливийского лидера - Саиф-аль-Ислам Муаммар Каддафи. Он констатировал, что существует риск распада страны на несколько исламистских государств. С.Каддафи обвинил во вспышке насилия профсоюзы, политические и исламистские организации. Кроме того, он заявил, что армия "все еще сильна, и сыграет ключевую роль в предотвращении беспорядков". "Мы уничтожим все элементы хаоса и насилия", - пригрозил Каддафи-младший.
Резюмируя свою речь, С.Каддафи пообещал созвать Народный конгресс, чтобы обсудить необходимые реформы. Вопрос лишь в том, успеет ли это сделать семья Каддафи, или реформы совершат уже оппозиционеры, заполонившие улицы Триполи, невзирая на обстрел.