Фицпатрик создал знаменитый красно-черный принт длинноволосого Че в военном берете со звездой в 1968 году и, отказавшись от собственного авторского права, позволил использовать и распространять постер революционно настроенным группам в Европе. Эту инициативу моментально подхватили юные леваки из студенческой среды, начав активно носить футболки с портретом Гевары и повсеместно развешивать постеры с данным изображением, тем самым превратив его в общемировой бунтарский символ.
Однако изображение марксиста-революционера, который помог прийти к власти Фиделю Кастро в 1959 году, в течение вот уже нескольких десятилетий с момента его создания массово эксплуатируется производителями кружек, бейсболок и даже женского белья. Портрет также пользуется популярностью у владельцев ресторанов кубинской кухни по всему миру.
«Для меня это не вопрос денег, а единственный способ быть уверенным в том, что принт будет использоваться в адекватных целях – не коммерческих», – прокомментировал Фицпатрик свое решение закрепить за собой авторское право на портрет, который в течение четырех десятилетий предназначался для свободного использования.
В конце года художник намерен отправиться в Гавану, чтобы передать права на изображение семье Гевара.
«Я не вижу как таковой проблемы в массовой моде на футболки с Геварой. Просто я не хочу, чтобы кто-то наживался на этом, в то время как на эти деньги можно было бы построить детскую больницу в Гаване», – говорит Фицпатрик.
Сложившуюся ситуацию осложняет тот факт, что работа Фицпатрика основана на фотографии, сделанной кубинским фотографом Альберто Корда (Alberto Korda), умершим от инфаркта во время своей парижской выставки в 2001 году. В свое время Корда выиграл громкий судебный процесс против лондонского агентства, использовавшего его снимок в рекламе водки «Smirnoff». Позже дочь Корда под давлением кубинских властей сняла запрет на свободное использование изображения.
По этому поводу Фицпатрик заметил, что более ранние прецеденты 1960-х годов, относящиеся к эпохе поп-арта, позволяют с полной уверенностью считать его принт отдельным от фотографии Корда произведением искусства.
Как бы то ни было, семьи Корда и Гевара объединились в общем желании пресечь коммерческое использование портрета Че, даже если это вызовет недовольство у левацки настроенного сообщества.
«Я всего-навсего хочу прекратить это вульгарное тиражирование и передать семье Гевара права на мою работу, позволив им самим решать, что с ней делать дальше. Я создал эту проблему, я же ее должен и решить», – заявил Фицпатрик.