Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Чего хотят "Братья-мусульмане" в Египте (Zaman, Турция)
На турецком телеканале «TRT Haber» вчера вечером транслировалась передача «Космическая комната» («Kozmik Oda»), в которой гость программы Ашраф Абдульгаффар – один из лидеров египетского движения «Братья-мусульмане» – дал эксклюзивное интервью. Ведущий телепередачи Ризван Меми постарался узнать о самых последних изменениях в Египте из первых уст. Текст интервью сегодня приводит информагентство «Заман». «Мы хотим, чтобы ушла вся «старая гвардия»
Ашраф Абдульгаффар (АА): Руководство движения «Братья-мусульмане» село за стол переговоров, чтобы выяснить, насколько серьезны намерения нынешней администрации. Если мы увидим, что это игра, то ни в каких переговорах участвовать не будем. Также не будет никаких переговоров, если в них не будут приниматься во внимание требования народа. Потому что люди вышли на площадь, чтобы быть услышанными, чтобы их требования были выполнены. Мы не можем делать вид, что не видим этого. Мы здесь лишь для того, чтобы донести до власть предержащих требования людей на площади Тахрир. Есть и другие движения, которые выдвигают свои требования. Одним из наших условий является отстранение от власти всех, кто имеет отношение к нынешней администрации, в том числе самого Омара Сулеймана.
Ризван Меми (РМ): Значит, вы хотите, чтобы Омар Сулейман также ушел. Но представители «Братьев-мусульман» это озвучили лично Сулейману во время встречи?
АА: Да, конечно, это наше требование было оговорено. Все наши требования были предъявлены ещё до самой встречи. Мы обозначили четко, что наши требования те же, что и у граждан, которые вышли на манифестации. Мы от них не откажемся, ни на какие уступки не пойдем. Но подчеркнем один очень важный момент, призывать отказаться от революции мы не можем. Это мы также оговорили на встрече, это был очень важный пункт.
«Вариант того, что Х.Мубарак, пусть даже до сентября, останется у власти, неприемлем. Даже если и.о. президента будет О.Сулейман»
РМ: Закроете ли вы глаза на то, что до сентября обязанности президента будет выполнять О.Сулейман?
АА: Нет, такой вариант неприемлем. Ни Мубараку, ни Сулейману не удастся «спасти» режим, оставить всё как есть. Никто не может этого сделать. Когда люди вернутся к себе домой, то вся ситуация должна быть разрешена.
«Пусть глава Конституционного суда станет выше, чем глава госадминистрации, а в стране установится технократическое правительство»
АА: Мы будем продолжать борьбу до тех пор, пока не будут выполнены все требования граждан страны. Исполняющим обязанности президента на время переходного периода (до принятия новой Конституции страны) мы хотим видеть главу Конституционного суда, который будет во главе переходного технократического правительства, в котором не будет представителей каких-либо политических партий.
«У нас нет требования закрепления религиозных предписаний в законодательных документах. Наши требования – защита национальных интересов»
На вопрос Ризвана Меми о внесении религиозных предписаний в новые законы страны, гость ответил следующим образом:
АА: Среди наших требований нет таких, которые имеют религиозную подоплеку. Все наши условия связаны с защитой национальных интересов. Что касается внесения изменений в Конституцию страны, то мы лишь хотим изменить положения, которые внес Х.Мубарак в последние годы своего правления для того, чтобы законно оставаться на посту как можно дольше. Эти люди играют Конституцией для достижения своих целей. У нас нет цели полностью переписать главный закон страны, его основа останется неизменной.
«Мы готовы к переговорам с американской администрацией, в этом нет проблемы. Мы можем это сделать и в рамках деятельности МИД Египта»
АА: Мы не отказываемся от диалога с американской администрацией. Мы встретимся со всеми странами, со всеми сядем за стол переговоров. И с Китаем, и с Россией, почему нет? В связи с этим у нас нет никаких проблем. Но никаких переговоров «за закрытыми дверями» не будет. Таково наше решение. Мы всем сказали, что они могут встретиться с нами в рамках деятельности нашего МИДа.
«В выборах на должности министров должны участвовать несколько кандидатов. Выборы президента можно будет провести чуть позже»
Одним из примечательных моментов, выяснившихся в ходе интервью, стало то, что «Братья-мусульмане» не будут выдвигать своего кандидата на пост президента страны.
РМ: «Братья» – политическое движение, которое имеет 83-летнюю историю. Несмотря на давление, до 2005 года вы смогли продвинуть в ряды депутатов 88 своих членов. А сегодня вы заявляете, что у вас не будет своего кандидата в президенты. У многих возникает вполне логичный вопрос: почему?
АА: В первую очередь, Мубарак пытается использовать «Братьев-мусульман» как своеобразное орудие запугивания Запада. Мы не дьяволы и не какое-либо орудие запугивания. Есть люди, которые пытаются предпринимать какие-то действия от нашего имени. Прилагают усилия, чтобы создать впечатление – все террористы вышли из наших рядов. А сейчас мы просто пытаемся донести до людей правду. Если мы сможем выиграть на парламентских выборах, займем пару министерских постов, то это немножко другой момент. Конечно, нам бы хотелось этого, но вопрос выборов президента мы хотим немного отсрочить.
«Мы не Иран, и исламской революции не хотим. Мы стремимся к демократической стране Египет, в которой учтут традиции и культуру народа»
АА: Не нужно думать, будто мы хотим загрести власть в стране в свои руки любыми возможными способами и создать исламскую страну, как сделал Хомейни в период исламской революции в Иране. Мы работаем в соответствии с демократическими принципами, желая при этом не противоречить культуре египетского народа. И хотим создать добрососедские отношения со всеми арабскими и исламскими государствами.
«Барадеи должен представить программу, чтобы претендовать на пост президента. Пока он этого не сделал»
АА: У нас сложились хорошие отношения с Мухаммадом Барадеи. Мы поддерживаем его предложения, нами был подписан документ о 7 необходимых изменениях, которые подверглись обсуждению. У нас нет проблем в общении с Барадеи, однако нужно отметить, что тот, кто хочет баллотироваться на пост президента, должен о себе заявить, открыто объявить о своих планах, представить программу. Мы будем действовать в полном соответствии с программой, по которой должны проходить президентские выборы.
РМ: Так вы считаете, что у Мухаммада Барадеи ещё нет четких планов?
АА: Он не говорил ничего конкретного о своих планах. Мы общались с ним на тему экономики страны, внешней политики, решили, что президент будет выбираться на срок 6 лет. Мы обсудили разные вопросы, но ничего о том, что хочет баллотироваться на пост президента и о программе своей работы он не говорил. Если кто-то хочет баллотироваться, он должен сам об этом заявить народу Египта.
«Пусть египетские нефть и газ, экспортируемые из страны, будут продаваться по рыночным ценам. А 1,3 млрд. долларов американской помощи мы подарим Израилю»
АА: Сейчас есть решение Высшего административного суда отменить соглашение с Израилем о поставке нефти, для чего есть определенные причины. Цены на эти нефть и газ очень низкие. Согласно договору, цена может быть скорректирована лишь через 20 лет. Если бы эти ресурсы Египет продавал любой другой стране, то мог бы извлечь ещё 3 млрд. долл. прибыли. А Америка выделила нам 1,3 млрд. долл. То есть, если мы будем продавать свои ресурсы за нормальную цену, то спокойно подарим американские деньги Израилю.
«Как Израиль относится к нам, так и мы относимся к Израилю»
Ризван Меми поинтересовался у доктора Ашрафа Абдульгаффара, какими хотелось бы "Братьям-мусульманам" видеть отношения Египет-Израиль впредь.
АА: Мы видим, что Х.Мубарак ведет себя так, как будто он является лидером израильского народа, а не египетского. Это просто поразительно. Он всегда идет на поводу у Израиля: Израиль попросит пять, Хосни Мубарак отдаст все 10. Несмотря ни на какие злодеяния Израиля, он не хочет портить с ним отношения, делает все, чтобы израильская сторона осталась довольна. И, конечно же, Израиль все усилия прилагает, чтобы Мубарак остался на посту, ведь его (Израиль) интересует собственное благополучие, а не благополучие египетского народа. Но мы должны относиться к Израилю так, как он относится к нам. Израиль каждый день нападает на Газу, египтян, палестинцев. Разве это достойное отношение, достойная политика? А если Египет убьет одного израильского солдата, то разве он будет молчать?
«Модель государственности Турции нам ближе всего, но мы будем брать пример с любого демократического государства: Англии, Германии, Франции»
АА: Мы воспользуемся опытом каждой демократической страны, что-то возьмем у Турции, Англии, Германии, Франции… Не важно, касается ли это президентской системы, или парламентской. Но если принимать во внимание культуру, то ближе остальных нам форма государственности Турции.
РМ: У вас есть какие-то ожидания от Анкары?
АА: Какие у нас могут быть от них ожидания. Имеет место революция в стране, разве Анкара как-то может на неё повлиять? Мы против иностранного вмешательства во внутренние процессы. Хаменеи из Ирана сделал определенные заявления, которые нам, к примеру, не понравились. Заявления же Эрдогана на сегодняшний день одни из самых позитивных. Все западные державы «держат палку посередине», пытаются соблюдать баланс, «не сердить» Мубарака. Заявления, сделанные МИДом Турции, при этом были самыми сбалансированными. Это были заявления, которые учитывают интересы египетского народа.