Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Ветер арабских революций дует не туда, куда нужно США
[2011-02-23]
Газета "Наш Мир" br> Статистику успехов и неудач уличных революций можно вести уже с конца 1980-х годов. При этом наблюдается удивительная закономерность. Лидеры, которые от начала до конца вели себя последовательно и жестко, не шли на компромисс и были способны консолидировать нацию перед лицом внешнего врага - оставались у власти. С другой стороны, главам государств, которые стремились «усидеть на двух стульях», была уготована незавидным судьба.
Волна уличных революций на Ближнем Востоке набирает силу, но движется совсем не в том направлении, которые пытаются задать Соединенные Штаты. События в Тунисе и Египте развеяли миф о способности США и их союзников контролировать развитие событий в стратегически важных регионах планеты. Сконцентрировавшись на Восточной Европе и России, с одной стороны, и на Иране - с другой, они полностью упустили из виду развитие событий на Арабском Востоке. Сегодня США пытаются возглавить процесс, который они не смогли предотвратить, убеждая мир в эффективности своей «мягкой силы». Если верить комментариям мировых СМИ, революционный шторм должен будет захлестнуть Сирию и Иран, а затем - Россию и Китай. Однако надежда на то, что информационный фон создаст почву для реальных политических процессов - эфемерна. Волна идет совсем в другом направлении - в том самом, которое наиболее опасно для интересов Соединенных Штатов.
Статистику успехов и неудач уличных революций можно вести уже с конца 1980-х годов.
При этом наблюдается удивительная закономерность. Лидеры, которые от начала до конца вели себя последовательно и жестко, не шли на компромисс и были способны консолидировать нацию перед лицом внешнего врага - оставались у власти. В Белоруссии, Венесуэле, Эквадоре, Боливии, Иране, Зимбабве, Бирме, а также на Кубе уличные революции закончились поражением. С другой стороны, главам государств, которые стремились «усидеть на двух стульях», делать ставку на «многовекторность», вести закулисный торг с мировыми центрами силы была уготована незавидная судьба. Именно это произошло с Милошевичем в Югославии, Кучмой на Украине, Шеварднадзе в Грузии, Акаевым в Киргизии, Ворониным в Молдавии, Мубараком в Египте.
Сегодня то же самое происходит и с Муамаром Каддафи, проделавшим за сорок лет своего правления поразительную эволюцию от экстравагантного идеалиста, мечтавшего об объединении арабского мира, до диктатора, установившего «семейный» режим правления, и, по сути, ничем не отличающегося от аравийских нефтяных шейхов.
Долгое время Каддафи считался врагом Америки, в 1986 году американская авиация предприняла атаку на Ливию с целью физически уничтожить ее лидера. Однако после американской оккупации Ирака Каддафи примирился с США. Со своей стороны, Кондолиза Райс в 2004 году протянула ему руку со словами «У Америки нет вечных врагов». Сегодня семейный клан Каддафи по своему образу жизни, привычкам и скандальным сюжетам, время от времени всплывающим в СМИ, мало чем отличается от прославившихся своей расточительностью саудовских принцев.
Однако встраивание Ливии в американскую глобальную систему не спасает Каддафи от гнева толпы. Последние новости из Ливии не оставляют сомнений в том, что созданный им режим обречен. В Триполи идут уличные бои, горят правительственные здания, войсковые части переходят на сторону демонстрантов. Если для подавления восставших приходится использовать наемников из Чада и Нигера - значит, социальная база сузилась до минимума, и ливийцы уже больше не верят человеку, отрекшемуся от своих идеалов и решившему править страной «как все».
Каждый день в цепи «арабских революций» появляется новое звено. То, о чем в Госдепе США не хотели даже говорить - о переходе «революционного пожара» на сообщество аравийских нефтяных монархий, похоже, становится фактом. Новым очагом нестабильности (вместо избранных в качестве мишеней Ирана и Сирии) стал Бахрейн -островное государство, где на американской военной базе размещается Командование Пятого флота США, в зону ответственности которого входят Персидский Залив и западная часть Индийского океана.
Американское военное присутствие на Бахрейне не случайно - из всех «нефтяных монархий» страна считается наиболее уязвимой с точки зрения возможностей иранского влияния. Три четверги граждан королевства - шииты, как и большинство жителей Ирана. Однако правит Бахрейном религиозное меньшинство - сунниты, к которым принадлежит и правящая династия. Политические партии в этом «либеральном государстве» (так часто называют Бахрейн в мировых СМИ) запрещены, парламентаризм носит чисто декоративный характер. При этом сам остров находится в 16 километрах от побережья Саудовской Аравии, где шииты также составляют большинство в нефтеносных провинциях северо-востока этой страны.
В минувшую пятницу войска расстреляли демонстрацию противников режима, обстановка остается напряженной и сейчас. По некоторым данным, на помощь правящей династии Бахрейна по соединяющему остров автомобильному мосту двигались саудовские войска. Сегодня демонстранты находятся на главной площади Манамы, и, судя по всему, пик волнений в Бахрейне еще впереди. Если монархия в островном государстве падет, следующей, очевидно, будет Саудовская Аравия, на которую неизбежно перекинутся волнения. США, таким образом, рискуют лишиться ключевого союзника в регионе.
Технологи «уличных революций» оборачиваются против тех, кто их создал. Первым прецедентом стали события в Мексике в 2006 году, когда поддержанный США кандидат проиграл выборы по результатам опроса избирателей на выходе с участков, но «победил» при официальном подсчете избирательных бюллетеней. Протесты в Мексике не утихали несколько месяцев и очень велика вероятность, что на выборах 2012 года в стране победит кандидат с радикально левой программой, «новый Чавес». Военные аналитики США внесли Мексику (наряду с Пакистаном) в список потенциальных угроз, однако до сих пор не видно, что Америка предпринимает какие-то шаги навстречу южному соседу.
Теперь же уличные восстания грозят сокрушить американских союзников в нефтяном сердце мира - в регионе Персидского Залива. Любопытно, что последнее по времени вооруженное выступление против правящей в Саудовской Аравии династии произошло практически одновременно с исламской революцией в Иране, когда 20 ноября 1979 года повстанцы захватили одну из главных мусульманских святынь - мечеть «Аль-Харам» в Мекке и удерживали ее на протяжении двух недель. Восстание было подавлено тогда французским спецназом - саудовские и пакистанские войска, осаждавшие мечеть, оказались бессильны справиться с боевиками. Нельзя исключить, что в нынешнем году Запад будет также поставлен перед нелегким выбором между военным вмешательством и сдачей своих позиций в крупнейшем нефтедобывающим регионе мира.