Газета "Наш Мир" br>15 февраля 1965 года школьник Реймонд Курцвайль принял участие в телешоу "У меня есть тайна", повествует Time. Жюри должно было угадать, какой необычный факт о себе скрывает Курцвайль. Юноша исполнил на рояле короткую музыкальную пьесу. В итоге жюри догадалось, что музыка сочинена компьютером, а Курцвайль продемонстрировал перед камерами это устройство размером с письменный стол, которое собрал сам, пишет журналист Лев Гроссмен. Но подлинную тайну Курцвайля в 1965 году никто не угадал.
Она состоит в том, что его компьютер узурпировал право и умение, принадлежащее только человеку, - право и умение создавать произведения искусства. "И вот теперь, спустя 46 лет, Курцвайль полагает: приближается момент, когда компьютеры обретут разум и будут не просто мыслить, но мыслить лучше людей. Это всецело и необратимо преобразит человечество: его тела, сознание, цивилизацию", - пишет автор.
По расчетам Курцвайля, человеческая цивилизация, какой мы ее знаем, закончится лет через 35. Компьютеры становятся все более быстродействующими, поясняет автор. Мало того, их быстродействие нарастает в ускоренном темпе. Рано или поздно их способности приблизятся к способностям человеческого разума - не только к арифметическим вычислениям или сочинению музыки, но также к способности водить машину, писать книги, делать нравственный выбор, любоваться картинами и делать остроумные замечания на вечеринках. Если принять этот тезис, то компьютеры будут развиваться безудержно и сделаются намного умнее нас.
"Вдобавок их темпы развития еще более ускорятся, поскольку они возьмутся за разработки самих себя, оттеснив своих медлительных творцов-людей", - пишет журнал. Программист-компьютер будет трудиться с невероятной быстротой и не станет отвлекаться на игру в "Ферму". Впрочем, предсказать поведение сверхумных интеллектов невозможно - для этого нужно быть не глупее их самих. "Но гипотез предостаточно: возможно, мы скрестимся с ними - превратимся в сверхумных киборгов, компьютеры станут продолжением наших интеллектуальных способностей, совсем как самолеты и автомобили увеличивают наши физические возможности. Возможно, искусственный интеллект поможет нам найти лекарство от старости и продлить жизнь бесконечно.
Возможно, мы скопируем наше сознание в компьютеры и будем вечно жить внутри них в качестве компьютерных программ. А может быть, компьютеры ополчатся на человечество и нас уничтожат", - говорится в статье. Все эти теории совпадают в том, что человечество преобразится до неузнаваемости. "У этой метаморфозы есть название - сингулярность", - замечает автор. Сингулярность кажется сюжетом из научной фантастики, но фантастична не больше, чем прогноз погоды: "это серьезная гипотеза о будущем жизни на Земле". Три года назад при участии компании Google был создан Университет сингулярности, где аспиранты и менеджеры могут прослушать междисциплинарные курсы.
Если сингулярность действительно произойдет, она станет важнейшим событием в истории человечества после появления речи. Собственно, еще в 1965 году британский математик И. Дж. Гуд сформулировал сходную концепцию - описал так называемый "взрыв интеллекта".
Согласно Гуду, если человек изобретет первый искусственный сверхинтеллект, тот начнет конструировать еще более умные машины, намного превосходящие умственный потенциал человека. За период, истекший с 1965 года, Курцвайль разбогател благодаря своим изобретениям и инженерным разработкам: например, занимался распознаванием речи, создал первого "автоматического чтеца", который читает текст для слепых (первым покупателем стал Стиви Уандер). Последние 20 лет Курцвайль публикует свои футурологические прогнозы. "А в жизни он - скромный на вид человек, может сойти за младшего брата Вуди Аллена, только еще более чудаковатого", - замечает автор.
О сингулярности Курцвайль говорит добродушно, чуть ли не извиняющимся тоном: "мол, хотел бы я поведать вам не столь впечатляющий прогноз на будущее, но я изучил цифры - и вот что они предсказывают, так что ничего не попишешь". Футурологией Курцвайль увлекся из практических соображений: ему хотелось предугадать темпы технического прогресса, чтобы внедрять свои изобретения в момент, когда человечество к ним готово. Курцвайль стал вычислять, как меняется со временем показатель вычислительной мощности, которая обходится в 1 тыс. долларов. И обнаружил, что благодаря прогрессу этот объем мощности ежегодно удваивается. Курцвайль изучил, как дешевеют и другие процессы и операции: беспроводная связь, расшифровка геномов и т.п. Так он пришел к выводу, что технологический прогресс развивается в геометрической прогрессии. Продолжив свои показательные кривые в будущее, Курцвайль обнаружил, что они пророчат феноменальный прогресс. Примерно к 2025 году мы успешно воссоздадим устройство человеческого мозга.
К 2029 году компьютеры приблизятся по интеллектуальному уровню к человеку. В 2045 году, по мнению Курцвайля, произойдет сингулярность: объем искусственного интеллекта в 1 млрд раз превысит объем человеческого интеллекта сегодня. Те, кто разделяет идею сингулярности, чувствуют себя братством и образуют особую субкультуру. Их так и называют - сингулярианцы, отмечает издание. Далеко не все из них принадлежат к школе Курцвайля. "Но у них общее мировоззрение: они мысленно заглядывают далеко вперед, верят, что наука и техника предопределяют историю, мало интересуются прописными истинами и дивятся, что кто-то может спокойно жить своей жизнью и смотреть телевизор, как будто революция искусственного интеллекта не назревает", - говорится в статье.
Помимо Университета сингулярности существует также Singularity Institute for Artificial Intelligence, ежегодно проводящий конференцию Singularity Summit. Главная тема - искусственный интеллект, но рассматривается также стремительный прогресс генетики и нанотехнологий. В саммите 2010 года приняли участие, в том числе, молекулярные биологи, специалист по медицине катастроф, эксперт по когнитивным способностям серых попугаев и иллюзионист Джеймс Рэнди. С гостями болтал андроид.
"Если не считать искусственного интеллекта, самой обсуждаемой темой на саммите 2010 года было продление жизни", - пишет автор, поясняя, что для сингулярианцев смерть и старость - проблемы сложные, но в конечном итоге разрешимые. "Так, хорошо известно, что одна из причин физической дегенерации, сопровождающей старение, - проблемы с теломерами, участками ДНК на кончиках хромосом. При каждом делении клетки ее теломеры становятся короче, а когда они "стираются", клетка отмирает. Но существует теломераза - энзим, обращающий этот процесс вспять; потому-то раковые клетки живут так долго. Так почему бы не обработать обычные клетки теломеразой", - пишет автор. В ноябре журнал Nature сообщил, что в Гарвардской медицинской школе прошел успешный эксперимент по омолаживанию организма мышей с помощью теломеразы.
Британский биолог Обри де Грей, один из известнейших в мире специалистов по продлению жизни и ветеран Singularity Summit, полагает: старение - процесс накопления повреждений, которые в перспективе можно устранить с помощью регенеративной медицины, точно так же, как мы чиним старинные автомобили. "Медицина в принципе - это работа с тем, что кажется неизбежным, пока не додумаешься, как это предотвратить", - поясняет де Грей. Курцвайль тоже относится к продлению жизни серьезно, отмечает издание. В 35 лет он заболел диабетом второго типа. Вдобавок он унаследовал гены своего отца, умершего от болезни сердца в 58 лет.
У Курцвайля своя методика долгожительства: он принимает до 200 таблеток и пищевых добавок в день, говорит, что фактически вылечился от диабета и его биологический возраст лет на 20 меньше паспортного (Курцвайлю 62 года). Но для Курцвайля главное - не сохранить здоровье на максимально долгий срок, а просто дожить до сингулярности: сверхумный искусственный интеллект сумеет решить сложнейшие проблемы борьбы со старением или помочь людям переместить их сознание в компьютеры и тела роботов, отмечает издание. "Конечно, многие люди считают идею сингулярности нелепостью", - замечает автор. Большинство серьезных критиков размышляет о том, способен ли компьютер стать разумным по-настоящему. Современный искусственный интеллект обычно имеет очень узкий профиль - например, интерпретирует поисковые запросы или играет в шахматы.
"Разновидность интеллекта, о которой говорит Курцвайль, - так называемый "искусственный общий интеллект", - пока не существует", - пишет журнал. Очевидно, одна из причин в том, что вычислительная мощность еще не возросла до нужного объема. Но также возможно, что деятельность человеческого мозга просто невозможно воспроизвести на основе компьютера. На Singularity Summit 2010 года биолог Деннис Брэй заметил: "Биологические компоненты можно сравнить по их действию с электронными схемами, но их своеобразие - в колоссальном количестве различных состояний, в которые биологические компоненты могут переходить". Благодаря этому у живых систем есть почти бесконечная мощность хранения информации о прошлом и будущем и уникальная способность готовиться к будущему, разъяснил он. За практическими проблемами таятся и философские.
Допустим, мы создали компьютер, который по поведению и речи неотличим от человека. Следовательно, он разумен? "Или это лишь очень изощренный, но по сути механический автомат, лишенный таинственной искры сознания?" - вопрошает автор. Даже если поверить в возможность сингулярности, вопросы не иссякают: какова будет геополитика и социоэкономика, кто будет распределять права на бессмертие, устанавливать границы между разумной и неразумной жизнью? Не утратим ли мы смысл жизни, приближаясь к бессмертию, всеведению и всемогуществу? Курцвайль признает, что риск налицо: мы не знаем, как поступит высокоразвитый искусственный интеллект - возможно, он не захочет конкурировать с людьми за ресурсы. Одна из задач Singularity Institute - гарантировать, что искусственный интеллект будет настроен дружелюбно.
В то же самое время Курцвайль полагает, что попытки оттянуть наступление сингулярности путем запрета технологий не только напрасны, но также аморальны и, возможно, опасны: ученых просто загонят в подполье, и с созданием защитных механизмов возникнут проблемы. Прогнозы Курцвайля - далеко не самые дерзкие, отмечает издание. Нейрофизиолог Генри Маркрэм с 2005 года пытается создать виртуальную копию мозга млекопитающего. На данный момент ему удалось продублировать так называемую неокортикальную колонку мозга крысы, состоящую примерно из 10 тыс. нейронов. Маркрэм утверждает, что через 10 лет заставит работать целый виртуальный мозг человека.
В будущем, каким его видит Курцвайль, биотехнологии и нанотехнологии дадут нам возможности на молекулярном уровне изменять свои тела и окружающий мир, как нам заблагорассудится, отмечает журнал. Человеческий геном сделается просто одной из компьютерных программ, подлежащих тестированию и оптимизации, а при необходимости переделке. Люди будут умирать, лишь если сами того пожелают. Мы сможем вселиться в тела бессмертных роботов и отправиться на край вселенной. "Через несколько веков человеческий разум перестроит и наполнит собой всю материю вселенной.
Таково, полагает Курцвайль, наше предназначение как биологического вида", - пишет автор. На взгляд журнала, многие черты сингулярности кажутся не столь уж невероятными: 5 лет назад люди не пользовались Facebook и "айфонами". "Разве невозможно вообразить, что мы переместим "айфоны" из рук в мозг?" - вопрошает издание. В Афганистане уже воюют более 2 тыс. роботов, а суперкомпьютер "Ватсон" принимает участие в телевикторине Jeopardy! "Сингулярианство основано на идее, что перемены реальны и человечество решает собственную судьбу, а история - не просто последовательность событий", - заключает автор.
|