Газета "Наш Мир" br>
Первое же выступление Махмуда Ахмадинежада, долго молчавшего о бурных событиях, которые происходят уже два месяца в арабском мире, принесло сенсацию. Иранский лидер, железной рукой подавивший выступления оппозиции в 2009 году и не собирающийся давать противникам спуска и сейчас, когда они вновь начинают поднимать головы, осудил кровавую жестокость, с которой власти Ливии подавляют выступления собственного народа, и посоветовал европейским и американским руководителям готовиться к революциям в Старом свете и Америке.
«Мир находится на грани больших изменений,- заявил президент Ирана во вчерашнем выступлении по национальному телевидению.- Грядет волна перемен, которые захлестнут всю планету от Азии и Африки до Европы и Северной Америки». Тегеран приветствовал революции в Тунисе и Египте против деспотизма и назвал их «исламским пробуждением». Однако многие отмечают политику двойных стандартов, которую проводит руководство Исламской республики. С одной стороны, оно обеими руками за то, чтобы народы свергали деспотические режимы, и осуждает ливийское руководство за жестокость. С другой, сам Ахмадинежад проявляет к соотечественникам, вышедшим на полторы недели назад на улицы выразить солидарность с народами Туниса и Египта, почти такую же жестокость.
Иранские власти наслаждались почти 14 месяцами относительного спокойствия после того, как в декабре 2009 года в столкновениях с силами правопорядка в Тегеране были убиты 8 человек. Затишье закончилось 14 февраля 2011 года, когда в столице и ряде других иранских городов прошли демонстрации поддержки тунисцев и египтян, при разгоне которых полиция тоже особенно не церемонилась с оппозиционерами.
Иранское руководство стремится заработать капитал на «пробуждении арабского мира) и называет нынешние освободительные движения продолжением иранской революции 1979 года. Лидер иранской оппозиции Мирхосейн Мусави смотрит в прошлое не так далеко и считает, что толчок нынешним событиям на Севере Африки и Ближнем Востоке дали выступления оппозиции летом 2009 года, требовавшей признать победу Ахмадинежада на выборах незаконной.
Кстати, в том же Египте, где преобладают сунниты и народ которого так хвалят сейчас в Тегеране, отношение к шиитскому Ирану, мягко говоря настороженное. Братья мусульмане, к примеру, уже неоднократно говорили, что не считают свержение Хосни Мубарака не только продолжением иранской революции, но и вообще исламской революцией.
|