Газета "Наш Мир" br>
Преимущества дизельных двигателей перед бензиновыми сегодня стали очевидны, но почему в России предпочитают последние?
Экономичные, динамичные, тяговитые, экологичные, обладающие большим ресурсом – современные дизельные моторы по пяти позициям лихо обходят своих бензиновых собратьев. И даже возражение, что «бензин» динамичнее «дизеля» сегодня оказалось не актуально. Специалисты компании Bosch, крупнейшего в мире разработчика дизельных технологий, на глазах у изумленной публики превратили факт в миф, устроив на Ходынском поле 13 октября 2010 года показательные соревнования моторов. И я не оговорился: именно моторов, т.к. автомобили для состязаний были выбраны абсолютно идентичные. Разница была лишь в типе и мощности двигателей: дизельные 136-сильные моторы против бензиновых 150-сильных. В распоряжении гонщиков – только две педали и АКП. Два десятка заездов показали бесспорное преимущество менее мощных дизелей. Прямую, выделенную для соревнований, дизеля покоряли первыми раз за разом. Стоит отметить, что, как минимум, два старта дизельных версий были «на ручнике», и все равно они одерживали верх на финише. Конечно, «бензин» уступал не провально – максимум корпус, и после «сотни» начинал догонять «дизель», но факт преимущества в динамике разгона – на лицо. Хотя по паспортным данным моделей-соперников «бензин» выигрывает у «дизеля» в разгоне с места до 100 км/ч со счетом 11,2 с против 12,1 с.
В ходе тест-драйва журналистам продемонстрировали, что современные «дизеля» стали значительно тише работать, они прекрасно разгоняются с места и способны резко ускориться с «хода», и они достойны моделей премиум-сегмента – «горячий» 3-литровый турбодизельный Audi Q5 – яркое тому доказательство. Презентация навела меня на мысль, что вот и пал последний бастион бензиновых моторов. Мы уже привыкли, что дизеля перестали тарахтеть и дымить, привыкли мириться с их задумчивостью в пользу экономичности, но теперь… Что остается на весах бензиновых двигателей? Я знаю два неоспоримых преимущества, а еще одно мне подсказал директор по продажам подразделения компании Bosch «Дизельные системы» Энтони Дириксвишерс. Но об этом чуть ниже.
«Почему в России количество продаваемых в год автомобилей с дизельным двигателем не превышает 7% от общего объема?», - искренне недоумевая, спросил собравшихся на тест-драйв компании Bosch Энтони Дириксвишерс. По его словам, сегодня дизельные технологии, а именно, система Bosch Common Rail, демонстрируют превосходные показатели и обладают большим потенциалом. И в 2020 году, когда по расчетам специалистов компании Bosch, до 10% автопарка планеты будет на электрической тяге, у дизелей будут все шансы доминировать в области моторостроения. Но Россия – это особый мир, где предсказания могут быть подкорректированы местными особенностями…
Три причины непопулярности в России дизелей
Риск заправится в морозы летней соляркой и обзавестись топливным баком холодца из нефтепродуктов. По признанию Энтони Дириксвишерса, высокие технологии требуют качественного топлива. Так, система Bosch Common Rail, в которой используются детали, выполненные с микронной точностью, может пострадать из-за примесей в дизельном топливе. А мы-то знаем, что примеси из нашего топлива никто вычищать не собирается, особенно на периферии. Кроме того, Энтони Дириксвишерс признал, что российское дизельное топливо обладает низкими смазочными характеристиками, что существенно снижает ресурс двигателей. Компания Bosch даже специально для России разработала систему смазки дизельных моторов, но внедрять ее в качестве услуги клиентам или нет – остается на совести представительств и дилерских техцентров автопроизводителей.
Наконец, главная, на мой взгляд, причина, которая кроется в цене дизельной модификации автомобиля. Дизель значительно дороже! В поисках примера далеко ходить не надо: KIA Sportage, на которых проводились соревнования, в дизельной версии с «автоматом» на 140 тыс. рублей дороже бензинового соперника, а это 5600 литров бензина Аи-95 (по 25 руб. за литр). Экономичность «дизеля» в этот момент потеряла актуальность для покупателя.
Справедливости ради, отмечу, что данная картина актуальна для личного легкового транспорта. В нише же коммерческого транспорта, где пробеги и аппетит автомобилей в разы больше, дизельные моторы – бесспорные лидеры.
|