Газета "Наш Мир" br> "Ну, гошпода, ешьте, пейте, вешелитесь, а я иду в объятия
Нептуна". Ему говорят: "Морфея, ваше превосходительство?" — "Э, вше
равно: иж одной минералогии..." (А.Куприн, «Поединок»)
Определяйте значения слов, и вы избегнете половины заблуждений. В
этом очерке пойдёт речь, во-первых, об ортодоксальном иудаизме,
господствующем направлении в еврейской религии, а во-вторых, о
представлениях и взглядах, бытующих в нём сейчас, а не о мнениях
мудрецов, высказывавшихся в прошлом. Ортодоксальное направление наиболее
традиционно, наиболее влиятельно в Израиле и СНГ и поэтому для нас
интереснее всего. Другие направления – консерваторы, реформисты,
реконструктивисты – менее традиционны и относятся к христианству
«по-европейски», вежливо отстраняясь или вежливо раскланиваясь, а иногда
и принимая активное участие в межконфессиональном диалоге, о чем
свидетельствует сравнительно недавно принятая Декларация Дабру Эмет.
Ортодоксы же смотрят на христианство (если вообще смотрят) одним из трёх
способов: взгляд «на», взгляд «мимо» и взгляд «сквозь».
Когда ортодоксальному еврею случается смотреть «на» христианство?
Когда к этому вынуждает суровая реальность. Например, Давид Бергер из
Orthodox Union почувствовал себя обязанным среагировать на
вышеупомянутую Декларацию, поскольку был с ней решительно не согласен.
Впрочем, мне известен один невероятный пример того, как христианские
мотивы открыто и сознательно используются в еврейской религиозной
практике. Он тем более интересен, что относится к хасидскому миру,
известному своей ригористичностью: известную легенду о папессе Иоанне,
родившей прямо во время проповеди, в некоторых хасидских «дворах»
рассказывают женщине, мучающейся родами, как заговор для скорого и
счастливого разрешения от бремени.
Более светские евреи способны проявить большую заинтересованность в христианстве.
Мы говорим сейчас о тех светских евреях, которые могут повторить вслед
за Бен-Гурионом: «Синагога, в которую я НЕ хожу – это ортодоксальная
синагога». Израильтяне видят в христианстве нечто экзотическое. Вот,
где-то в Италии есть город Рим, а в нём есть какой-то Ватикан, а в нём
живёт красиво одетый «апифьор», папа – papas ieros. Однажды папа приехал
в Израиль и вложил записку в Стену Плача. Недавно он умер, и новым
папой стал немец (что для еврея всё ещё важно).
Израильский композитор Нахум Гайман в молодости работал в кибуце в
Галилее и побился об заклад с его директором, что принесёт вечером в
несколько раз больше денег, чем добыл бы, работая на полях. Что же он
сделал? Переоделся монахом и пошёл собирать подаяние в Хайфе. Набрал
много и получил от директора кибуца благодарность и отпуск. «Сутана –
это так красиво!» - рассказывает Нахум, показывая свои фотографии в этом
маскараде. Еще под Иерусалимом есть монастырь молчальников, в котором
делают та-акое вкусное вино и та-акие замечательные сыры, непременно
туда надо съездить… На современном иврите монах – «назир», то есть
назорей, и это слово употребляется так часто, что рядовые израильские
преподаватели иудаизма (даже религиозные), совершенно убеждены, что
библейскому назорею запрещено жениться! Что поделаешь: монах экзотичнее и
в жизни встречается чаще назорея.
Те же, кому христианство не нравится, практикуют «взгляд мимо». Галахический
справочник для евреев, путешествующих по миру, под названием «Цеда
ла-дерех» в главе 78 высказывается однозначно: «Запрещено заходить в
действующую церковь с любыми целями», «Две линии, одна по вертикали,
другая по горизонтали – это идол, и запрещено молиться там, где они
есть». Обратим внимание, что даже слово «крест» в этом отрывке
отсутствует; многие стараются его не употреблять. Бесспорно, в этом
справочнике собраны наиболее строгие мнения; и хотя немало авторитетных
раввинов придерживаются иных точек зрения, они не пишут популярных
справочников по еврейскому законодательству. Средний религиозный еврей
не знает о христианстве почти ничего и очень этим доволен. Например,
большинство раввинов и их паства убеждены, что инквизиция преследовала
именно евреев и почти исключительно евреев, что совершенно не
соответствует действительности. На самом деле инквизиции не было дела до
нехристиан, но если уж ты крестился и продолжал зажигать субботние
свечи – то «или крестик сними, или штаны надень», как в анекдоте. Очень
мало кто знает о новой позиции Церкви, согласно которой с еврейского
народа снимается вина за распятие Христа; большинство по-прежнему
убеждено в том, что главная цель любого попа – охмурить как можно больше
жидов. Христианские организации, помогающие Израилю, априорно
воспринимаются как миссионерские. При основании Тель-Авива в начале ХХ
века в городе старались не делать крестообразных перекрёстков. Знак
«плюс» в израильских школах пишут без нижней вертикальной палочки, как
перевёрнутое Т.
Этот взгляд «мимо» может сочетаться с третьим взглядом – «сквозь».
Смотрим и не видим. Церковь с крестом – деталь пейзажа, такая же, как
липа или берёза, и столь же малозначимая. О христианах почти не
рассказывают анекдотов. О существовании разных направлений в
христианстве многие евреи и не подозревают; кто составляет Троицу – не
знают и знать не хотят. Приведем показательный пример: у многих хасидов в
СНГ есть обычай не учить Тору вечером 25 декабря, «чтобы не
поддерживать нашим изучением Торы этот день». Этот обычай зародился
двести лет назад в католической Литве и Польше и соблюдается до сих пор,
хотя для подавляющего большинства русскоговорящего окружения этих
хасидов важно не 25 декабря, а 7 января! Но какая им разница?
Для среднего ортодоксального еврея христианство – не партнёр в диалоге и даже не Другой. Оно вообще вне сферы еврейских интересов. Христианский аудиовизуальный дискурс является не более чем фоновым шумом.
Закончу исключением, подтверждающим правило.
Рассказывают, что рав Йосеф Дов ха-леви Соловейчик, крупнейший еврейский
мудрец XX века и известный философ-экзистенциалист, как-то слушал в
Америке по радио проповедь Бостонского кардинала. «Легко ему живётся!» –
сказал рав. – «Не надо ему учить ни Талмуд, ни комментарии к нему, ни
комментарии к комментариями, ни комментарии к комментариям к этим
комментариям… Вот он и философствует».
|