На иудео-христианскую традицию был наклеен ярлык
«нравственного монотеизма», но разве эта характеристика в равной степени
относится к обеим ветвям библейской веры? Многие евреи не
решаются сказать «нет». А как насчет христианского учения о Троице?
Разве Бог христиан действительно тот же самый Бог Израиля?
Что бы ни говорили о египетском фараоне-реформаторе Эхнатоне,
очевидно, что истинный монотеизм - поклонение только одному Богу и вера в
единого Бога - был уникальным даром Израиля религиозному миру. Его
основополагающее кредо - Шма, звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог
наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Самая первая заповедь
Декалога - «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход
20:3).
Побуждаемый пророками, Израиль старался сохранить это особое
убеждение, хотя и не всегда успешно, как свидетельствуют библейские
записи. Но после возвращения Израиля из Вавилонского изгнания, желание ревностно охранять монотеизм весьма укрепилось.
Правда, на окраинах происходили определенные подвижки к синкретизму
(как в еврейской военной колонии острова Элефантины), но ядро народа
теперь прочно укоренилось в Едином Святом Израилевом. Для иудаизма
существует только один Бог. Он не может быть изображен каким бы то ни
было способом, и идолопоклонство считается мерзостью. Он требует
праведности и послушания. Его имя свято. Тем не менее, Он заботлив. Он
высок и превознесен, но также и близок.
Однако монотеистическая вера не была ни топорной, ни упрощенной. Уже в
Танахе говорится о божественных ипостасях и действиях. Библия говорит о
Духе Господнем (Бытие 1:2; Исаия 61:1 и т.д.); Мудрости Господа (Притчи
8-9 и т.д.), иногда отождествляемой с Торой, но персонифицированной,
руке Господа, а также о других подобных Божественных силах.
Важность этих Божественных сил со временем только увеличивалась. Господь
Бог воспринимался как трансцендентный, и такие сущности были необходимы
для преодоления пропасти, разделявшей Творца и творение, однако они
были только одним из проявлений Святого.
Пример этой мысли можно увидеть в древних таргумах
(арамейском толковании Еврейских Писаний). [1] Сказано, что Господь
создал небо и землю во взаимодействии с Мудростью Господней и Духом
Господним, и прежде всего посредством Слова (мемра) Господа: «И
Слово Господне создало два великих светила… И Слово Господне создало
человека по Своему образу, по образу Господа сотворило Оно их». Подобные
выражения можно обнаружить в трудах еврейского философа Филона
Александрийского, жившего в начале нашей эры.
Писания подготовили почву для этого заключения. В первой главе книги
Бытие творение происходит с помощью глагола: Бог сказал, и стало так. В
Псалме 32:6 глагол становится существительным: «Словом Господа сотворены
небеса». Древний таргум приблизился к персонификации этого Слова.
Теперь остается только дать определение этому Слову.
Первые христиане были евреями, читающими Шма каждый день, они были твердо укоренены в вере, выражаемой в этих словах. Действительно,
в Новом Завете более одного раза говорится о Шма. Иешуа назвал его
величайшей заповедью (Марка 12:29). Иаков начинает говорить о
требованиях действенной веры со слов: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо
делаешь» (Иаков 2:19). Павел настаивал, что «Бог один», и поэтому Он
есть Бог и евреев, и язычников (Римлянам 3:29-30). Все авторы Нового
Завета и, вероятно, все ранние христиане, были искренне убеждены в
монотеизме, как и все другие евреи.
Примечательно то, что они не чувствовали конфликта между их убеждениями и верой в Иешуа как в Мессию. Первое
послание к Тимофею содержит доктрину, которую, по убеждению автора
послания, примут все читатели: «Ибо един Бог, един и посредник между
Богом и человеками, человек Христос [Мессия] Иисус, предавший Себя для
искупления всех» (1 Тимофею 2:5, 6). Но послание упоминает «Спасителя
нашего, Бога» (2:3), по-видимому, говоря об Иешуа.
Углубившись в текст Нового завета, текстовые археологи считают, что
первые верующие в Иешуа были убеждены: не только Дух Божий был
расширением Его личности, но также, сам Иешуа находился в уникальных
отношениях с Богом, Которого он называл своим Отцом. Конечно, Израиль
также называл Бога Авину, и Танах говорит об Израиле как о сыне
Божьем (например, Осия 11:1). Но христиане видели Иешуа как
воплотившего в своей личности все, чем был Израиль, и многое другое.
Евангелия изображают Иешуа, принимающего крещение от Иоанна Крестителя
(Марка 1:9-11 и параллельные Евангелия). На него сошел Дух, к нему
обращается глас с Небес (Бат Коль): «Ты Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение». Таким образом, в одной из сцен мы видим
божественное Трио: говорящего Отца, нисходящего Духа и Сына, как объект
внимания и заботы.
Эти Трое фигурируют в ранних христианских доктринах. Крещение должно
было быть «во имя [отметьте существительное в единственном числе] Отца и
Сына и Святого Духа, и Павел завершает свое второе послание к
Коринфянам благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Коринфянам
13:13).
Иешуа определен как творческое Божественное Слово из 1 главы книги
Бытие и 32 Псалма (Иоанн 1:1-18), которое «стало плотию и обитало с
нами» (намек на Исход 25:8). Иоанн подчеркивает, что Иешуа существовал
до своего рождения, и что он вернулся в славу после своей смерти и
воскресения. Все это явно восходит к представлению Иешуа о самом себе.
Его самоопределение было «Сын Человеческий» - термин взят из Даниила
7:13.
Здесь мы сталкиваемся с большим парадоксом. Ранние
христиане могли подтвердить, что Бог один, но в то же время они могли
говорить об Иешуа и Святом Духе как о Боге. Они говорили так без
ощущения какого-либо противоречия, возможно, именно потому, что они были
евреями, а не греками. Логика раввинов всегда «и то, и другое/оба» [2]:
«Слова Бет Гилеля и слова Бет Шаммая - оба слова живого Бога». Кроме
того раннехристианская точка зрения вовсе не несовместима с
представлениями о Боге в синагогах того времени.
Но когда христианская весть распространилась в греческом мире, этот способ мышления вызвал большой дискомфорт.
Греки были привязаны к логике «или/или». Миру христиан, обратившихся из
язычников, понадобилось несколько столетий, чтобы согласиться с этим
пониманием. В действительности они никогда по-настоящему не решили этот
парадокс, а только могли дать ему имя: Троица.
После Явне [3], как это часто происходит в контексте доктринальных
диспутов, позиции стали жестче. Еврейский монотеизм стал более жестким и
оборонительным, а христиане отражали поляризацию.
Талмуд воссоздает эту тенденцию в увлекательных дебатах. [4] Миним (еретики)
апеллировали к Божественной множественности в книге Бытие, например
«Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие 1:26), а также другим
упоминаниям Бога во множественном числе, таким, как «престолы» в книге
Даниила 7:9. Раввины нашли противоположные тексты к большинству
проблематичных текстов, утверждая, что множественное число относится к
заседанию небесного суда. Но выражение в 7 главе книги Даниила все равно
представляет собой проблему. Рабби Акива первый предположил, что один
престол - для Бога и еще один – для Давида, но будучи осуждаем за такое
мнение, он предположил, что один престол был для справедливости, а
другой – для милости, тем самым олицетворяя Божественные атрибуты. Его
снова осудил Рабби Елеазар бен Азария, заявив, что один престол был для
сидения, а другой – для ног. Очевидно, вопрос остался нерешенным.
Продолжают ли евреи и христиане поклоняться одному и тому же Богу? Христиане
до сих пор утверждают слова Шма, провозглашенные самим Иешуа, а также
Новым Заветом. Но они считают, что Бог явил Свою близость, послав Иешуа:
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в
последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником
всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ
ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение
грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько
превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя»
(Евреям 1:1-4).
[1] См. John Bowker, The Targums and Rabbinic Litarature: An Introduction to Jewish Interpretations of Scripture (Cambridge University Press, 1969), 98, 99.
[2] Логика, вмещающая и сочетающая оба понятия – прим. переводчика.
[3] В период между 70 г. и 132 г. н. э. Явне был великим еврейским
городом, местопребыванием Синедриона, центром еврейской учености. После
падения Иерусалима в Явне был воссоздан Синедрион, и город приобрел
огромное влияние. Среди наиболее важных решений, принятых Синедрионом в
Явне, — установление библейского канона. «Электронная еврейская
энциклопедия» http://www.eleven.co.il/article/15187 - прим. переводчика.
[4] Вавилонский Талмуд, Санхедрин, 38б.