Критикуя порядки современной России, мы, представители оппозиции,
по большей части заостряем внимание на таких вещах, как социальный
строй, экономическая модель, политические преследования несогласных с
режимом и т.д., объявляя их источниками всех бед. Во многом это
справедливо, ибо и социальный строй РФ, и её экономический курс, и
общественно-политическая модель не могут не вызывать у честных граждан
чувства справедливого негодования и возмущения. Однако при этом зачастую
мы оставляем в тени то, за счёт чего, собственно, все эти вещи не
только сделались возможными, но и продолжают оказывать своё губительное,
разрушающее воздействие. Мы часто упускаем из виду проблему
морально-нравственного состояния российского общества, которое на самом
деле является одним из важнейших факторов, поддерживающих режим.
Полагаю, что много у кого после прочтения интересной и содержательной
статьи Леонида Чуприя возникло желание произнести избитую фразу о том, что каждый народ заслуживает своё правительство.
Впрочем, справедливость подобной формулировки представляется мне
довольно спорной. Я категорически не согласен с тем, что русский народ
по совокупности всех своих исторических свершений и в правду заслуживает
той жалкой участи, которую ему уготовили отцы "суверенной демократии”.
Однако вместе с тем, с Чуприем не согласиться нельзя: моральное
состояние российского общества не просто вызывает беспокойство – оно
является поистине ужасающим.
В своё время я затрагивал эту тему в своих публикациях, вышедших в
разное время на АПН, в частности, в статьях "Великая русская депрессия”
и "Русские: равнодушная нация”. В них, помимо прочего, я обобщил и
систематизировал свои давние наблюдения и эмпирические исследования
современного социума крупных российских городов. Выводы ожидаемо
получились неутешительными, что можно понять хотя бы из названия статей.
Кому-то они показались неверными, даже тенденциозными, кое-кто в своё
время пытался их оспорить. Однако озвученные мною тогда тезисы получают
и вполне научное подтверждение.
"Канадские социологи в 2006 г. провели исследование,
продемонстрировавшие, что по частоте случаев helping behavior,
выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48
городов мира,- говориться, например, в статье "Падение нравственности в российском обществе”.
А ведь именно этим, теперь уже научно установленным фактом, выражал я
крайнюю степень обеспокоенности, когда писал о трагической гибели Ани
Бешновой осенью 2008 г., которую на самом деле вполне возможно было
спасти, если бы только несколько случайных свидетелей её изнасилования и
убийства просто потрудились вовремя протянуть руку к телефону и
набрать "02”.
Но нет, не протянули, не потрудились проявить элементарного "helping behavior”, и одной убитой русской девушкой в ту осень стало больше.
Однако если бы проблема заключалась в одном только равнодушии… Увы,
наш современный народ являет собой поистине уникальный пример моральной
деградации, сквозящей практически со всём, начиная от сферы
профессиональных отношений, где царит воровство, взяточничество,
недобросовестность, лень, халатное отношение к обязанностям, и
заканчивая браком и семьёй, из которых в России согласно статистическим
данным распадется уже едва ли не каждая вторая.
Надежды на власть, на то, что она вдруг образумиться и возьмётся за
работу по улучшению морального климата в стране беспочвенны. Наши верхи
сами суть главный продукт разложения. И та кошмарная
реальность, которую мы имеем, прямой результат их деятельности. Потому
что лишь только следуя самым худшим проявлениям черт человеческой
натуры (алчности, корысти, подлости, тщеславия, предательства) возможно
выстроить такую общественно-политическую систему и социальный строй,
при котором процветание небольшой кучки чиновных воров и олигархов
обеспечивается исключительно за счёт страдания многих миллионов.
Большинство нашего народа за последние двадцать лет оказалось брошено в
самый настоящий социальный ад, круги которого ежегодно перемалывают
сотни тысяч наших соотечественников (в 90-е перемалывали миллионы –
см.статистические данные по демографии). Утрата к ним хотя бы даже
элементарного чувства сострадания со стороны власть имущих – лучшее
доказательство нравственной деградации так называемой "элиты”, все
действия которой в реальности направлены не на преодоление, а, наоборот, на закрепление подобной ситуации.
Я не стану сейчас подробно перечислять зияющие язвы пороков, они, в
сущности, общеизвестны. И, что характерно, как и в случае с передачей
"Суд времени”, народ происходящее в целом оценивает верно. Так, согласно
соц.опросам 58% респондентов считают наше российское общество
бездуховным и аморальным. Ситуация очевидного морального разложения и
упадка (помимо всех прочих факторов) оказывает на многих столь гнетущее
воздействие, что среди людей, не достигших 35-ти лет почти 75% мечтает
просто уехать из России за границу навсегда. И это, на самом деле,
страшный показатель, ибо он отчётливо показывает всю ту степень ощущения
безнадёги, которое охватило наиболее молодые и дееспособные слои
нашего общества. В 90-е такого не было, несмотря на ужасающую бедность
подавляющей части народа, в нём ещё жили иллюзии, жила надежда на то,
что жизнь обустроиться и наладиться. Сейчас подобного нет и в помине, мы
живём в обществе без надежд и иллюзий, в обществе тотального торжества
безнравственности, возведённой в ранг нормы. Члены правительства могут
сколь угодно надувать щёки, рассказывая про модернизацию и нацпроекты –
им давно никто не верит. В России сформировался целый пласт людей,
преимущественно молодых, которые современное государство воспринимают
едва ли не как своего личного врага, которые за всю свою жизнь не видели
от него абсолютно ничего хорошего. В таких условиях моральные нормы и
ценности, одинаково разделяемые всеми общественными слоями, просто не
могут существовать. Если отсутствует единое и консолидированное общество
как таковое (вместо него есть лишь различные социальные группы и слои,
ненавидящие друг друга), то не может быть и прочной общественной
морали. Неоткуда ей взяться.
Характерная черта: в РФ при всём ужесточении цензуры политической
практически отсутствует всякая цензура в области морали. Образно говоря,
за резкое высказывание в адрес власти или любого её института
практически любого гражданина могут привлечь к уголовной ответственности
по 282-й статье и осудить. Зато слышали вы что-нибудь о том, чтобы
осудили, к примеру, какого-нибудь распространителя порнографии,
пропагандиста пьянства, наркотиков и асоциального образа жизни или, на
худой конец, просто автора телепередачи наподобие тех, которые регулярно
идут по каналам ТНТ или ДТВ. Правильно, такие примеры отсутствует. Да и
на каком правовом основании, собственно, у нас сегодня можно привлечь к
ответственности подонков, с экранов ТВ и со страниц газет развращающих
и растлевающих целые поколения? Статей-то таких и нет. А если и есть,
то они являются мёртвыми, и правоприменительная практика по ним
фактически равна нулю. Никаких действенных мер по борьбе с разрушением
семьи, наркоманией, пьянством, проституцией, порнографией государство
на самом деле не принимает, и как следует из данных статистики,
миллионные армии алкоголиков, наркоманов, бездомных и беспризорных
детей не только не сокращаются, но продолжают расти.
Это в советское время государство заботилось о моральном облике своих
граждан. Иногда это, правда, выливалось в карикатурные формы вроде
публичного разбора перипетий личной жизни человека на собрании
партячейки, но, тем ни менее система воспитания и система прививки
обществу здоровых и нравственных идеалов существовала и реально
работала. Сегодня же такая система отсутствует в принципе.
Здесь нет никакого парадокса. Дело заключается в самой природе нашего
строя. Если социализм и инструменты его пропаганды (книги, газеты,
телевидение, радио, кино и т.д.) в своё время взывали к лучшим
человеческим качествам, таким как скромность, добросовестный труд,
товарищество, самопожертвование, братское отношение к ближнему и
стремились их воспитать в людях, то установившийся в России с 1991 года
псевдокапитализм обращается, причём, абсолютно намеренно, к самым
низменным, худшим чертам: алчности, эгоизму, подлости, сладострастию,
жажде наживы т.д. Существующий ныне строй и держится-то во многом на
пороках, на стремлении известных слоёв к неограниченному воровству и
личному обогащению. На смену коллективизму и солидаризму пришла лютая
конкуренция, борьба за доходы, распилы, откаты, и эта мерзкая установка
распространяется на всё общество. А поскольку русские в отличие от
народов, сохранивших архаические черты родового строя, являются на
сегодняшний день общностью атомизированной, разобщённой и распылённой по
всей огромной территории страны, то стоит ли удивляться, что согласно
данным социологических исследований многие москвичи воспринимают своих
попутчиков по метро всего лишь как конкурентов в борьбе за место в
вагоне. Что ж, существующий ныне строй неизбежно порождает строгую
социальную иерархию и борьбу на всех её уровнях, при которой одни
ожесточённо грызутся за миллионные откаты, а другие – за удобства в
транспорте по дороге на работу.
Надежды на религию и церковь я также считаю ничем необоснованными. В
нынешних условиях никакой общественной морали они не укрепят. Да и
кому, собственно, укреплять – вы только вглядитесь в моральный облик
высших церковных иерархов. Разумеется, есть на низовом уровне немало
честных приходских священников, но они, как и честные низшие чиновники
различных ведомств, погоды не делают и кардинально повлиять на ситуацию
не могут. Современная РПЦ есть неотъемлемый властный институт, и её
социальная роль в обществе - не оздоровлять мораль, а всего лишь давать
утешение страдающим. С этой ролью она худо-бедно справляется, о чём
можно судить хотя бы по толпам людей, регулярно заполняющих церкви в
праздники, но не становящихся от этого в массе своей ни нравственнее,
ни лучше.
Вывод напрашивается неутешительный. Существенное оздоровление
общественной морали может придти лишь через катастрофу, ломку страны,
которая с одной стороны поставит её народ вообще на грань выживания, но с
другой откроет возможности реального возрождения. Именно в таких
критических условиях возможно массовое и вынужденное обращение к
здоровым нравственным ценностям, таким как товарищество, трудолюбие,
честность, крепкая семья и т.д. Не потому, что люди вдруг в одночасье
прозреют и сделаются нравственнее, а потому, что подобные ценности и
установки станут единственно возможными для выживания.
Да, катастрофа 1991 года не привела нас ни к моральному оздоровлению,
ни к социальному. Но если вдруг повториться её ремейк, то его
последствия окажутся ещё ужаснее, сам вопрос сохранения русского народа
как единой общности окажется поставлен под угрозу. В условиях хаоса
могут выжить лишь те, кто не утратил способности быть членами
коллектива, ответственными отцами, мужьями, жёнами, детьми, кто готов
реально поступиться чем-то личным во имя общих интересов. Оголтелые же
эгоисты, коими наполнены сейчас крупные города, обречены.
В принципе, это и сейчас понятно, достаточно лишь проанализировать
историю столкновений русских с кавказцами, исповедующими в массе как раз
коллективистские ценности. Ведь не случайно же русская молодёжь на
Манежной площади кричала: "Один за всех – и все за одного”! Многие
политологи почему-то прошли мимо этого примечательного факта, заострив
внимания на матерном скандировании в адрес Кавказа, но я считаю данный
лозунг ключевым. Он вообще совершенно новый в нашей
общественно-политической жизни. И, что характерно, чувство этнической
солидарности, готовности откликнуться на беду ближнего пробудилось в
людях не само по себе, а лишь как реакция на угрозу инородческого
террора. Тогда, когда стало предельно ясно всем, что впредь поодиночке
так и будут безнаказанно избивать и убивать. Многолетние митинговые,
газетные и интернетные призывы к солидарности и сплочению не давали
никакого видимого эффекта. Зато волна убийств русских парней,
прокатившаяся в конце 2010 г. по всей стране, оказалась фактором,
реально сплотившим самых разных людей.
Повторюсь, моральный, а, следовательно, и национальный ренессанс
возможен. И мы знаем из истории подобные примеры, когда сквозь
гнилостную ткань старого разлагающегося и умирающего государственного и
социального организма, словно молодой бамбук сквозь тело привязанного к
земле и обречённого на смерть человека, прорастало вдруг новое
общество - носитель принципиально иных ценностей и идеалов.
Судя по всему, нам остаётся только такой путь.