Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Конец 2010 – начало 2011 гг. ознаменовались взрывными по характеру
массовыми антиправительственными манифестациями практически одновременно
в дюжине арабских стран – Тунисе, Египте, Алжире, Марокко, Мавритании,
Иордании, Ираке, Йемене, Бахрейне, Судане, Ливии… Попытки их проведения
имели место в Кувейте.
Глубинные причины социального
протеста в арабском мире носят как внутренний, так и внешний характер. И
в каждой стране они обусловлены спецификой её исторического развития,
конкретной социально-экономической, политической, религиозной ситуацией.
Основным внутренним фактором взрыва протеста явилось обострение
социально-экономических проблем. Прежде всего – таких, как безработица,
низкий уровень и качество жизни неимущих, отсутствие жизненных
перспектив для большинства молодежи. А к этому - коррупция и
семейственность в правящей верхушке, беззастенчивое подавление ею
гражданских свобод.
В большинстве арабских стран молодые люди в
возрасте до 35 лет составляют до 50% населения. Именно они в большей
степени страдают от нерешённости социально-экономических проблем.
Безработица среди этой категории населения достигает 50%. Безработными
оказываются большое число дипломированных специалистов, особенно по
гуманитарным специальностям, что особенно характерно для Туниса и
Египта. В поисках средств к существованию молодые люди вынуждены
заниматься мелкооптовой торговлей и всевозможным мелким бизнесом, но это
не обеспечивает достойный уровень жизни. По этой причине они нередко не
имеют возможности создать семью. Представитель именно этой части
молодёжи предпринял акт самосожжения в Тунисе, после того как
полицейские конфисковали его товар (лоток с фруктами), что послужило
своеобразной искрой, из которой разгорелось пламя тунисского социального
взрыва. Затем попытки самосожжения молодых безработных были предприняты
в других арабских странах (в Египте молодой безработный пытался сжечь
себя перед зданием парламента). В то же время эта категория населения
выделяется более высоким гражданским сознанием, стремлением к
демократическим свободам. Не последнюю роль здесь играют современные
электронные СМИ (в арабских странах достаточно развиты сети
интернет-кафе, которые дёшевы и доступны для всех слоев населения).
Одним
из главных внешних факторов, повлиявших на обострение
социально-экономических проблем, переживаемых арабским миром, стал
мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. и
затронувший экономики всех арабских стран. В Тунисе мировой кризис
привел к резкому сокращению экспорта, ориентированного на страны ЕС, где
происходило свертывание производства и сокращение покупательной
способности. То же имело место в тунисской финансово-банковской сфере,
также ориентированной на ЕС и испытывавшей все негативные последствия
банковского кризиса в странах Евросоюза, в частности французского банка
«Сосьете женераль». Сократилось число иностранных туристов, посещавших
Тунис, - в большей части граждан стран ЕС.
Одновременно - также в
связи с кризисом – в Евросоюзе стали сокращать количество принимавшихся
иммигрантов и иностранных рабочих, в том числе из Туниса и Египта. Это
коснулось как работников физического труда, так и дипломированных
специалистов. Все, вместе взятое, вело к росту числа безработных,
особенно среди молодежи, снижению уровня жизни, обострению социальной
напряженности. Контрастом к этому в Тунисе вокруг стареющего президента
Зин аль-Абидин Бен Али (род. 1936 г.), бессменно руководившего страной с
1987 г., процветали коррупция и протекционизм. До трети экономики
Туниса контролировалась семьей президента и кланом его супруги Лейлы
Трабелси. Семья владела также капиталом в 7 млрд. евро. Подавление
гражданских свобод, тотальная цензура СМИ, сотни узников совести,
сведения о пытках и издевательствах в тюрьмах – такова была оборотная
сторона «тунисского экономического чуда». При наличии всех формальных
демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов,
двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей,
профсоюзов, различных общественных, женских, молодежных организаций,
Тунис представлял собой типичный пример квази-демократии, за фасадом
которой действовал авторитарный режим личной власти.
После
падения режима Бен Али ситуация в Тунисе остаётся достаточно сложной.
Государственная инфраструктура во многом парализована. Несмотря на то,
что армия в основном контролировала ситуацию, происходят стычки со
сторонниками свергнутого президента из числа его личной гвардии и
агентов службы безопасности. Имели место акты насилия, самосуда и
бандитизма. Новые власти призвали население формировать комитеты
самообороны для обеспечения своей безопасности.
Перед Тунисом
стоит дилемма, всегда возникающая при радикальной смене правящего
режима, – использовать старый государственный аппарат и политические
силы при формировании новой власти или включать в нее только
представителей оппозиции. Тем более что в Тунисе оппозиция была
организационно слабой, разобщенной и малочисленной. Легальная
политическая оппозиция была представлена «Демократической прогрессивной
партией» (ДПП) и партией «Форум за демократию, труд и свободу». Кроме
того, полулегально действовали запрещенные официально партии
«Республиканский конгресс», стоящая на либерально-демократических
позициях, троцкистская Коммунистическая партия тунисских рабочих (КПТР) и
исламистская Нахда (Возрождение). Наибольшую активность в период
демонстраций протеста в январе 2011 г. проявляли лидеры ДПП Майя
аль-Джариби и Наджиб аш-Шабби.
В Тунис начали возвращаться из-за
рубежа противники режима, вынужденные в свое время эмигрировать из
страны, включая бывшего лидера партии Нахда и видного исламистского
идеолога Рашида Ганнуши (род. в 1942 г.). Он подтвердил, что не
собирается проповедовать в Тунисе радикальный исламизм и не является
«тунисским Хомейни». Досрочные парламентские и президентские выборы, как
об этом объявил 14 января 2011 г. временно исполняющий обязанности
президента Фуад Небазаа, состоятся через два месяца.
Говоря о
причинах политического кризиса в Египте, повлекшего падение президента
Хосни Мубарака, необходимо отметить, прежде всего, уникальную
географическую и демографическую ситуацию Египта. Страна расположена в
пустыне и только примерно 4% ее территории (площадь территории Египта
чуть более 1 млн. кв. км) пригодны для хозяйственной деятельности – это в
основном долина и дельта Нила. На этих 4% проживает 96% населения
Египта (85 млн. чел.) при демографическом росте примерно в 2,1% в год.
Это не самый большой демографический показатель в арабском мире, но
Египет имеет самое многочисленное население среди арабских стран. При
таком положении страна нуждается в очень грамотной и взвешенной
экономической политике. Однако после отказа от построения «арабского
социализма», провозглашённого Гамалем Абдель Насером, и переходом с
середины 1970-х гг. к политике «открытых дверей» (инфитах), то есть
свободного рынка, в Египте наряду с повышением рентабельности экономики
быстрыми темпами прогрессировали безработица, рост цен, расслоение
общества.
С 2000-х гг. Египет вступает в полосу
социально-экономического кризиса, безработица достигала, по официальным
данным (явно заниженным), более 11%. Причем, как и в Тунисе, среди
молодежи этот процент гораздо выше. Несмотря на определённую
стабилизацию экономической ситуации в результате проведенных в последние
годы реформ (рост ВВП 7,5% в год), значительная часть жителей страны
(по разным данным, от 20% до 40%), живет на доход, составлявший менее 2
долларов в день. Эта категория граждан могла существовать только
благодаря субсидиям государства на продовольственные товары.
Экономика
Египта постоянно нуждалась в иностранной помощи, в частности со стороны
США (47 млрд. долл. за последние 20 лет). Плохо сказались на Египте,
как и на других арабских странах, повышение в 2007-2008 гг. мировых цен
на продовольствие и упоминавшийся уже мировой финансовый кризис, что
также спровоцировало демонстрации протеста и забастовки (580 забастовок в
2007-2008 гг.).
Правящий режим в Египте, как и в Тунисе, являл
собой фасадную, коррумпированную «управляемую демократию», где президент
Мубарак правил с 1981 г. в условиях режима чрезвычайного положения и
готовил в качестве своего преемника на президентских выборах в 2011 г.
своего младшего сына Гамаля. Клан Мубарака обвиняли в спекуляциях
земельными участками, выделявшихся военным, в получении процентов с
каждого контракта на поставку вооружений, в махинациях с ценами на
импортное зерно. По оценкам, семья Мубарака сколотила состояние в 40-70
миллиардов долларов.Свою роль в падении диктатора сыграли также
использование им «административного ресурса» и фальсификация итогов
парламентских выборов в ноябре 2010 г., вызвавшая возмущение в обществе.
В
результате продолжавшихся почти три недели массовых демонстраций
протеста Мубарак 11 февраля 2011 г. ушел в отставку и передал свои
функции вице-президенту Омару Сулейману, являвшемуся руководителем
Службы общей разведки (наиболее важной из четырех египетских спецслужб).
Фактически же власть перешла к Высшему военному совету египетской армии
во главе с министром обороны Хусейном ат-Тантави. Высший военный совет
приостановил действие конституции и поручил специально назначенной
комиссии подготовить проект поправок к действующей конституции, который
будет вынесен на общенациональный референдум. Затем в Египте должны
пройти парламентские и президентские выборы, на которых египтяне изберут
новую высшую законодательную и исполнительную власть. В связи с этим
необходимо отметить позицию армии, которая оказалась решающей для исхода
противостояния протестующих с правившими режимами как в Тунисе, где
армия отказалась подчиняться президенту Бен Али, так и в Египте, где
армия заняла позицию нейтралитета.
Что касается движущих сил
египетского протеста, то они, как и в Тунисе, были представлены массой
молодых безработных, в том числе дипломированных специалистов, не
приемлющих проворовавшийся режим личной власти. Демонстрации носили в
основном стихийный характер. Непосредственными поводами для них
послужили очередное повышение цен и пример Туниса. Несколько позднее к
движению присоединились оппозиционные политические партии, стоящие на
либерально-демократической платформе. Прежде всего, Аль-Гад (Завтра) и
Кифайа (Хватит!), которые пока еще относительно слабы и не пользуются
значительным влиянием. На этом же этапе в акции протеста активно
включились «Братья-мусульмане», которые в отличие от светских партий
обладают значительным влиянием среди части египетских мусульман. В роли
лидеров движения пытались выступить такие политические деятели, как
Мухаммед аль-Барадей, бывший председатель МАГАТЭ, и Амр Муса,
Генеральный секретарь Лиги арабских государств. В ходе акций протеста
сформировались и усилились новые молодежные движения, выдвигающие
общедемократические лозунги, - «Двадцать пятое января» и «Шестое
апреля». В выступлениях участвовали также представители левых движений, у
которых немало сторонников среди египтян, и «насеристы», отстаивающие
идеи «арабского социализма».
Рассматривая итоги
январско-февральских событий в Тунисе и Египте, надо сказать, что
изменения коснулись лишь верхнего эшелона властной элиты. Движения в
этих двух странах можно определить как социальный протест, направленный
против коррумпированных авторитарных режимов с фасадной
квази-демократией. В этом протесте исламистская составляющая является
лишь частью, причем не основной, общего движения. Ни в Тунисе, ни в
Египте структура власти на данный момент не претерпела каких-либо
серьезных изменений, нет сколько-нибудь существенных сдвигов и в
социально-экономической сфере. Такой итог явно не устраивает ту часть
общества, которая активно участвовала в свержении старых режимов, о чем
свидетельствуют возобновившиеся акции протеста в обеих странах.
Безусловно,
изменения в Египте, Тунисе, других затронутых протестом странах
находятся в стадии развития. Окончательный итог – дело будущего. Однако,
понятно, что нерешённость проблем, вызвавших столь яростное возмущение
народа, скоро может вывести на политическую авансцену силы радикального
ислама с его специфическими ответами на поставленные обществом вопросы.