Что перевесит на чаше весов — краткосрочная внутриполитическая
выгода от американской военной акции на территории Ливии или риск нового
глобального экономического кризиса, связанного с волнениями
в нефтедобывающих странах Персидского Залива?
После того, как 28 февраля Евросоюз ввел санкции против Муаммара
Каддафи, заморозив его личные активы, в СМИ стали появляться сообщения о
возможном военном вторжении в Ливию.
Премьер-министр
Великобритании Дэвид Кэмерон призвал закрыть воздушное пространство
Ливии для полетов авиации Каддафи и снабжать ливийских повстанцев
оружием. В британской прессе стали обсуждать возможность применения
властями Ливии химического оружия против повстанцев, которое нужно
предотвратить путем военного вмешательства. Вместе с тем, очевидно, что
Британия не в состоянии самостоятельно осуществить военную акцию
в стране, когда-то бывшую ее подмандатной территорией.
Сделать
это могут только США, уже успевшие заявить, что Муаммар Каддафи «утратил
легитимность». Америка уже отправила к берегам Ливии авианосец
«Энтерпрайз», однако политическое решение о «гуманитарной интервенции»
еще не принято. И дело даже не в том, что Совет Безопасности ООН едва ли
санкционирует нечто подобное исходя из того, что известно о событиях
в Ливии на текущий момент. В конце концов, США уже показали в 2003 году
в Ираке, что способны применить силу без санкции ООН.
События
в Ливии поставили американскую администрацию перед нелегким выбором.
С одной стороны, велик соблазн проведения очередной «маленькой
победоносной войны» с целью распространения демократии. «Оптимисты»,
настаивающие на «гуманитарной интервенции», полагают, что для этого
в нынешней ситуации нужно не слишком много — «закрыть» воздушное
пространство над Ливией, подавить авиацию Каддафи и организовать рейд
спецназа на Триполи. Считается, что очередная «гуманитарная интервенция»
дала бы Бараку Обаме больше шансов на победу на президентских выборах
в США, до которых осталось полтора года. Использование военной силы
в Ливии помогло снять с него обвинения в «пацифизме», привлечь симпатии
части колеблющихся избирателей, считающих его сегодня «слишком левым».
Однако то, что могло бы помочь Обаме на президентских выборах,
существенно ухудшило бы позиции Америки в арабском мире. Даже
тактический успех военной операции подорвал бы легитимность новых
властей Ливии в глазах населения страны. А ведь психология
«революционных процессов» такова, что вскоре после выполнения
их требований взбудораженные массы, как правило, хотят все новых и новых
потрясений. Нечто подобное уже можно наблюдать сегодня в Тунисе —
и никто не сможет поручиться, что Ливия станет исключением.
Военный успех «молниеносной» операции против Каддафи не очевиден,
а втягивание США в затяжной конфликт чревато непредсказуемыми
последствиями. В самом худшем варианте Америке придется выбирать между
полной оккупацией или позорным бегством из страны, как это было в 1990-х
годах во время провалившейся операции в Сомали.
Возможный
провал операции — не единственный фактор риска. Не меньше сложностей
может принести и ее возможный успех. Если с внутриполитической точки
зрения свержение Каддафи выгодно американской администрации (особенно
если учесть, что значительная часть не слишком сведущих в международных
делах американских избирателей все-таки знает, кто это такой, по инерции
1980-х и 1990-х годов считая его одним из «плохих парней» вроде Саддама
Хусейна), то каких-либо геополитических резонов для свержения
ливийского режима у Америки нет.
В 2003-2004 годах Каддафи
полностью нормализовал отношения с Америкой, в 2008 году приветствовал
избрание Барака Обамы президентом США. Претензии Каддафи
на идеологическое лидерство в Африке, арабском и исламском мире, а также
на роль идейного вдохновителя революционных движений в странах Третьего
мира серьезно беспокоили США в конце 1970-х — первой половине 1980-х
годов, однако в последние годы носили скорее комический характер. Запад
не видел в Каддафи врага, воспринимая его скорее как «забавного
бедуина», эпатирующего публику своими экстравагантными манерами.
Еще один фактор, который не могут не учитывать в США — это опасность
переноса революционных настроений на Саудовскую Аравию, Катар, Бахрейн,
Оман. Перебои с поставками нефти из этого региона могут спровоцировать
энергетический кризис, напоминающий о событиях 1973 года, когда страны
ОПЕК ввели эмбарго на поставки энергоносителей в США и Западную Европу.
Цены на нефть тогда выросли в четыре раза. Нестабильность в Саудовской
Аравии и падение монархии в этой стране могут привести к тому же
результату.
Падение правящего режима уже в Ливии усилит «эффект
домино», распространяющийся по всему арабскому миру. Нужно ли это
сейчас Соединенным Штатам, учитывая возможные экономические последствия?
С другой стороны, если Каддафи хотя бы временно удержится у власти,
революционная волна на Арабском Востоке пойдет на спад. Если же между
Каддафи и оппозиционерами в Бенгази начнутся переговоры с последующим
разделом власти и созданием коалиционного правительства (такой сценарий
опробован в Зимбабве и в Кении, на родине предков Обамы), это создаст
благоприятный прецедент для урегулирования ситуации в других арабских
государств. Речь идет прежде всего о Бахрейне и Омане, а также о Йемене,
где нет нефти, но который также расположен на аравийском полуострове
и граничит с Саудовской Аравией.
Что перевесит на чаше весов —
краткосрочная внутриполитическая выгода от американской военной акции
на территории Ливии (успех которой, повторим, вовсе не гарантирован) или
риск нового глобального экономического кризиса, связанного с волнениями
в нефтедобывающих странах Персидского Залива?
Между тем,
вопреки всему тому, что сообщают о событиях в Ливии мировые СМИ,
ситуацию в этой стране все еще возможно разрешить мирным путем,
с помощью переговоров. И надо признать, что именно этот вариант является
наилучшим из возможных.