Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Основной лозунг на площади Тахрир в Египте: «народ желает краха режима». A вот когда дело доходит до Саудовской Аравии, то он похоже таков: «Дом Сауда желает краха своему народу».
А это ставит перед нами вопрос ценою в 36 миллиардов долларов: может ли хворый монарх (саудовский принц Абдулла) подкупить своих подданных нефтяными деньгами (например, а-ля Хосни Мубарак – в последний момент, подняв на 15% зарплаты государственным служащим) и, таким образом, избежать яростных порывов ветров свободы великого арабского восстания 2011года? Генеральную репетицию коего мир сможет наблюдать в эту пятницу, поскольку организованный Фейсбуком «День Гнева» бьёт по самой большой мировой бензозаправке.
И не стоит ожидать, что мы многое увидим на Аль-Джазире: освещение событий не будет похоже на освещение их в Египте или Ливии; это уже предотвращено королевским визитом к эмиру Катара; Аль-Джазира располагается в Катаре, а новостной канал Аль-Аравия – рупор Дома Сауда. Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты – все состоят в Совете по сотрудничеству в Заливе. Очевидно, что ни один из королей и эмиров Совета не желает оказаться уничтоженным демократией; революции – только для других, вроде Туниса, Египта и Ливии.
Здесь гнев должен подзадержаться
Официально, как прояснил наёмный писака, работающий на саудовского принца Салмана и его сына, редактор газеты Аш-Шард аль-Авсат: для Дома Сауда каждый, кто в оппозиции к ним, – Усама бен Ладен (будучи в сомнениях, он всё же добавил ещё и Иран). Самое пикантное то, что Дом Сауда сам породил настоящего бен Ладена, не говоря уж о 15 из 19 джихадистов для 9/11.
Такое продвижение бренда саудовской оппозиции, как Аль-Каида, (Зин эль-Абидин Бен Али, Мубарак, Муаммар Каддафи – все они этим занимались) последовало за восхвалением саудовским советом («шурой») правления средневековых ваххабитских клериков в обмен на запрет – по религиозным соображениям – любых демонстраций. (И это даже несмотря на то, что многие саудиты в Фейсбуке подчёркивали, что страна – подписант международного договора, признающего право людей на демонстрации).
Какие бы ваххабиты не были у власти, но Дом Сауда не сможет избавиться от скрытого гнева, распространяющегося в массе безработной молодёжи, связанной Фейсбуком или Твиттером (почти половина всей молодежи до 18 лет). Они не смогут избавиться от демографического взрыва (за десять лет – от нынешних 19 миллионов до 30 миллионов); от всеобщей безработицы с уровнем 20% при 9 миллионах работающих иностранцев; от монокультуры, зависящей от нефти; от жалкой системы образования, не могущей подготовить людей к полезной работе; и от того факта, что саудиты в курсе дел происходящего в пылающем, жаждущем демократии Бахрейне.
Король Абдулла, кажется, уверен в том, что его миллиарды милостыни совершат чудо. Он, очевидно, не прислушивается к принцу Аль-Валиду бин Талалу бин Абдулазизу аль-Сауду (по утверждениям – любимому на западе арабскому инвестору), заявившему в «Нью-Йорк Таймс»: «Арабские правительства больше не могут принимать свои народы, как само собой разумеющееся, или считать, что они останутся статичными и подчинёнными». Он забыл добавить, что Дом Сауда абсолютно слеп в политике и не понимает значения чувства собственного достоинства и демократии.
Требования, выдвинутые ко Дню Гнева, прямолинейны: конституционная монархия, прекращение коррупции, право выбирать, по крайней мере, некоторых руководителей, свобода женщин, освобождение тысяч политзаключённых. Но, как и в Бахрейне, требования могут легко обостриться до: «снести Дом Сауда».
Эхо улиц Рияда в Фейсбуке и Твиттере, как и комментарии саудовских газет, всё усиливается. Очевидно, что саудиты всех возрастов и профессий неотступно идут по стопам великого арабского восстания 2011г., удивляясь при этом, – а может ли такое произойти «здесь» – и, обвиняя Дом Сауда в безработице и коррупции. И это в стране, где любые публичные собрания строго запрещены и караются телесными наказаниями и тюремным заключением (от нескольких месяцев до двух лет).
Саудовские СМИ сообщали о двоих, сжёгших себя в знак протеста. Отвратительные карательные меры прошлой недели в городе Катиф – в том числе нападения на женщин-шиитов – вызваны протестами с требованиями освобождения политических заключённых, и настроили против монархии ещё большее количество людей. В прошлую пятницу, после молитв в Рияде протестующие собрались перед мечетью аль-Раджи и скандировали анти-правительственные и анти-коррупционные лозунги.
Знакомьтесь с революцией Хунейн
Тот факт, что бренд революции – Хунейн, ещё более бесит Дом Сауда. Хунейн – долина, где в 630 году пророк Мохаммед бился с конфедерацией бедуинов. Силы Пророка победили. Ссылка в Коране 9:25-26 читается как прямое послание Дому Сауда: «Бог даровал вам победу во многих сражениях. Вспомните, когда возмечтаете о большем, день Хунейн. Там земля, при всей своей широте, пред вами сузилась, и вы повернулись и побежали. И тогда Бог явил Своё спокойствие, снизошёл на Своего посланника и верующих и послал войска, вам невидимые – и покарал неверующих». Не надо обладать степенью доктора наук Корана, чтобы узреть «неверующих» в этом ремиксе революции Хунейн – это король Абдулла и его двор.
Ко Дню Гнева, по меньшей мере, 10 000 головорезов от безопасности размещены в северо-восточных шиитских провинциях – там, где находится нефть, и где проживает 10% населения королевства. Существует риск серьёзной конфронтации. В этом случае, по словам организаторов, женщины должны послужить живым щитом перед протестующими; но это может не сработать, как не сработало разубеждение головорезов в Катифе.
Пытаясь снизить напряжённость и, пристраивая 36 миллиардные доходы на «государственную милостыню» от короля Абдуллы, саудовский министр труда Адель аль Фадиг, кажется, увидел просвет и обещает всевозможные экономические прожекты, которые, по его словам, наконец, сократят безработицу, инфляцию и нищету. Он даже пообещал снять все ограничения на работу женщин (правда, затем дал задний ход). Большинство саудитов ему не верит: в обществе, где только имеющие wasta (связи), могут получить лишь некоторые привилегии.
Более того, это общество, где многие реформы – «грех», а при правителях, отдающих образование в руки фанатичных служителей церкви, конструктивная критика и интеллектуальные дебаты в значительной степени тоже – грех.
Например, люди всё ещё горячо защищают средневековые Комиссии по распространению добродетели и предотвращению порока, как непременную составляющую хорошего правления. Саудовский министр религии – всегда член семьи аль-Шейх (потомок Ибн Абдул Ваххаба). Ваххабизм твёрд, как скала, не позволяет никаких толкований, никакого идолопоклонства, почитания статуй или предметов искусства. Не говоря уж о курении, никакого бритья бород и крайне ограничены права женщин. И если вы не следуете этим правилам, даже если вы мусульманин, то вы – враг. Неудивительно, что это общество произвело на свет Аль-Каиду и джихад, но не дало никакой науки или идей.
Не ошибитесь: при всех их блестящих перспективах и дружественном к инвесторам имидже, Саудовская Аравия и страны Совета по сотрудничеству в Заливе – все управляются скрытностью и страхом. Никаких политических партий, никаких профсоюзов, никакой безопасности труда рабочих, никакой защиты прав иммигрантов, никаких женских групп, и крайне мало организаций, обеспечивающих справедливое и независимое судебное делопроизводство. Если вас объявили оппозицией – «Аль-Каидой» или иранским агентом, вы можете быть арестованы без суда и следствия – в стиле Гуантанамо. Или исчезнете в тюрьме после гротескного судилища. А пытки стали просто эндемией. И иностранные рабочие – особенно не-мусульмане – живут в вечном страхе.
Вашингтон и европейские столицы до глубины души потрясены перспективой того, что североафриканские ветра вызовут шторм и в Саудилэнде, и в Персидском заливе.
Так что о «демократии» и «правах человека» забудьте. А присоединяйтесь-ка к доктрине администрации Барака Обамы с её брендом «смены режима», в которой народные устремления в Заливе – от Саудовской Аравии до Бахрейна и Омана – выкинуты на помойку ради выгоды «стабильности», даваемой «ключевыми союзниками» (вертящимися ужом поставщиками из Дома Сауда и принимающий 5 Флот династией аль-Халифа в Бахрейне). Более того, Дом Сауда заявил аль-Халифе, что если Бахрейн не сокрушит свой собственный мятеж шиитского большинства, то это сделают саудовские силы. А Вашингтон и глазом не моргнёт. Ровно как он не моргнёт глазом, если этот День Гнева превратится в кровавую баню.
Об авторе: Пепе Эскобар является автором книги "Глобалистан: как глобализованный мир тает в жидкой войне" (Нимбл букс 2007г.) и "Блюз Красной зоны: картина Багдада во время восстания", его новая книга Обама создаёт Глобалистан (Нимбл букс 2009 г) только что вышла.