Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Взрывы на АЭС в Японии и кризис в Северной Африке создали принципиально новую ситуацию на мировом энергетическом рынке
Произошедшее в Японии катастрофическое землетрясение и последовавшие за ним взрывы на АЭС создали новую ситуацию на глобальном энергетическом рынке. Как считают эксперты Евросоюза, эти события перечеркнули все предыдущие планы правительств многих государств и на 20 лет вперед определили основные тенденции в развитии мировой энергетики.
Дополнительную неопределенность в ситуацию на этой сфере вносит углубляющаяся политическая нестабильность на Ближнем Востоке, который является одним из мировых резервуаров углеводородных ресурсов – нефти и газа.
Не вызывает сомнений, что мировой рынок ждет новый виток роста цен на нефть и газ, а также глобальные изменения структуры мировой энергетики.
Взрывы на АЭС "Фукусима-1” стали финальным аккордом продолжавшегося в последние пять лет мирового "ренессанса” ядерной энергетики. В 2005-2010 гг спор энергетиков и экологов был, казалось, необратимо решен в пользу эффективной атомной энергетики на фоне роста мировых цен на углеводородные энергоресурсы и экономического кризиса 2008-2009 гг, однако теперь ситуация в корне изменилась.
Как бы ни развивались дальше события в Японии, уже сегодня не остается сомнений, что расходы на строительство АЭС значительно возрастут, меры и нормы контроля многократно усилятся, включая возможное введение прямого международного мониторинга безопасности ядерных реакторов, что повлечет за собой создание новых дорогостоящих национальных и наднациональных контрольных структур. В результате АЭС будут строить меньше, а стоить они будут заметно дороже, как и производимое ими электричество.
Сейчас в мире на различных стадиях строительства находятся 62 ядерных реактора для АЭС. Обсуждаются проекты по строительству еще около 300 реакторов.
Крупнейшие программы по созданию и модернизации национальной ядерной энергетики реализуют Китай, Индия, страны Евросоюза. Пока еще не ясно, в какой степени они будут свернуты или изменены. На сегодня только Россия и Китай четко объявили, что не отказываются, несмотря на аварию в Японии, от планов по созданию нового поколения АЭС. В то же время аварии на японских энергоблоках еще не локализованы и невозможно спрогнозировать весь масштаб их последствий для атомной энергетики.
В странах ЕС, где с начала 1990-х гг шли острые дебаты об опасностях "мирного атома”, дискуссия мгновенно вспыхнула с новой силой и уже выплеснулась на улицы. Уже 12 мая – то есть на следующей день после землетрясения и цунами, когда ситуация на АЭС в Японии еще не приняла нынешнего драматического размаха, в Германии и Австрии прошли массовые демонстрации против атомной энергии. В последующие дни выступления продолжились во Франции, которая является одним из мировых лидеров в атомной сфере, обеспечивая за счет АЭС почти 80 проц своего энергопотребления.
Для анализа ситуации еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер провел во вторник в Брюсселе экстренную встречу министров энергетики сообщества, представителей национальных агентств по атомной энергии стран ЕС, представителей компаний-операторов, разработчиков и строителей АЭС. Впервые за многие годы на подобной встрече не было острых разногласий, несмотря на очевидный контраргумент, что в отличие от Японии Европа находится в сейсмически стабильной зоне.
Ее участники приняли три ключевых решения. Во-первых, немедленно начать подготовку стресс-тестов всех 143 европейских АЭС, которые покажут, насколько эти объекты защищены от нештатных ситуаций, природных или техногенных катастроф или террористических нападений. Во-вторых, провести повторный анализ с точки зрения безопасности всех проектов строящихся станций. В-третьих, на основе стресс-тестов и изучения японского опыта приступить к выработке принципиально новой единой европейской системы стандартов ядерной безопасности. В перспективе эта идея уже несет основу для создания общемировых норм ядерной безопасности, поскольку даже на этой ранней стадии обсуждения еврокомиссар по энергетике уже активно высказался за подключение к этому процессу других ядерных партнеров ЕС – России, Швейцарии, Японии и других.
Выступая позже в Европарламенте, Эттингер, который всегда был сторонником атомной энергии, назвал происходящее в Японии "апокалипсисом” и прямо усомнился, что японские власти контролируют ситуацию.
Эту же точку зрения фактически разделила Франция, которая присвоила авариям в Японии предпоследнюю – шестую степень угрозы по шкале МАГАТЭ /высшая, седьмая была присвоена Чернобылю/, в то время как японские власти во вторник характеризовали ее как аварию четвертой степени.
Таким образом, уже через три дня после начала аварийной ситуации на АЭС "Фукусима-1” ЕС официально запустил глобальный процесс переоценки роли и степени опасности ядерной энергетики. Ясно, что его результаты будут разными в различных странах сообщества. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель, у которой на подходе выборы, уже объявила о намерении закрыть в стране все энергоблоки, построенные до 1980 года. В то же время министр иностранных и европейских дел Франции Ален Жюппе заявил, что Франция "не сможет обойтись без атомной энергетики”.
В этих условиях в крупном выигрыше оказываются ведущие страны-экспортеры традиционных видов энергоресурсов: нефти, природного газа и угля, отмечают эксперты лондонского Сити. Согласно их оценкам, в ближайшие годы в мире значительно вырастет спрос на природный газ. Именно он в основном заменит мощности, которые первоначально рассчитывались для АЭС, но так и не будут созданы в ядерной энергетике.
Опубликованные в минувший понедельник расчеты Международного энергетического агентства /МЭА/ показывают, что в ближайшие месяцы спрос на дополнительные газ и нефть в первую очередь будет обеспечен со стороны Японии, так как в результате разрушения АЭС "Фукусима-1” в стране сложился острый дефицит электроэнергии. Однако вслед за эти и другие страны, такие как Германия, во все возрастающих количествах будут вынуждены импортировать классические энергоресурсы.
Согласно разработанному в лондонском Сити сценарию, на ближайшие 5–7 лет придется пик всемирного спроса на нефть и природный газ. Он будет обеспечен тем, что, несмотря на природную катастрофу в Японии, мировой экономике удастся избежать повторного вхождения в фазу спада, а восстановительные работы в Японии увеличат спрос на сырьевые товары.
Однако далее рост спроса на углеводороды замедлится, так как все более широкое распространение получат альтернативные источники энергии, активный переход на энергосберегающие технологии и переориентация автомобильной промышленности на электромобили. Все эти тенденции активно лоббируются чистыми импортерами углеводородов, которыми, в частности, являются почти все страны ЕС.
Нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая, по мнению европейских политологов, будет носить длительный и системный характер, окажет дополнительное влияние на спекулятивный рост цен на углеводороды, что лишь подстегнет развитие альтернативных энерготехнологий.
Ведущие западные аналитики уверены, что значительная часть огромных частных и государственных финансовых средств, которые были готовы пойти на строительство в ближайшие два десятилетия АЭС в различных регионах мира, в ближайшее время начнут поступать в технологии и производства возобновляемых источников энергии. В результате к 2030 году в мировой экономике будут созданы основы новой энергетики. В этих условиях странам ОПЕК, которые получат в ближайшие два десятилетия крупные дополнительные доходы от экспорта нефти и природного газа, специалисты советуют активно участвовать в разработке новейших "зеленых” энергетических технологий, чтобы сохранить и в новой эпохе позиции ведущих энергетических держав.