Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Во вторник ядерный кризис в Японии вышел на грань катастрофы, когда взрыв на одном поврежденном реакторе нарушил целостность его жизненно важной защитной оболочки из стали, а пожар на другом реакторе привел к выбросу большого количества радиоактивных веществ в атмосферу. Об этом свидетельствуют заявления официальных лиц и информированных о развитии событий руководителей атомной отрасли.
После чрезвычайного заседания кабинета министров японское правительство дало указание людям, живущим в радиусе 30 километров от атомной электростанции «Фукусима-1», не выходить из домов, закрыть окна и отключить кондиционеры.
По словам официальных представителей, попытки закачать морскую воду в три поврежденных реактора АЭС продолжаются, но большая часть из 800 сотрудников электростанции получила указание покинуть ее территорию, дабы избежать опасного радиоактивного заражения. Было заявлено, что 50 работников останутся на АЭС и будут закачивать воду в три реактора, а также вести борьбу с огнем на четвертом реакторе.
Позднее ведомство по обеспечению ядерной безопасности Японии заявило, что пожар на четвертом реакторе потушен, о чем сообщило агентство Associated Press.
Премьер-министр Наото Кан в 11 часов утра выступил с кратким телевизионным обращением к нации, попросив людей соблюдать спокойствие, пока инженеры ведут работы по восстановлению контроля над поврежденными реакторами.
По словам Кана, радиация с аварийных реакторов распространяется, и налицо «очень высокий риск» дальнейших утечек.
«Хотя инцидент вызывает огромные опасения, я хочу попросить вас реагировать на эти события спокойно», - заявил премьер.
Каскад проблем на «Фукусиме-1» сначала было трудно понять и объяснить. Сумятица и неразбериха усугублялись отсутствием полной и непротиворечивой информации со стороны правительственных чиновников и руководства компании-оператора АЭС Tokyo Electric Power.
Но руководство отрасли в тесном контакте с официальными представителями Японии говорит о том, что череда событий на «Фукусиме-1» свидетельствует едва ли не об утрате властями контроля над ситуацией, и что если пожар на четвертом реакторе продолжит выбрасывать в атмосферу большое количество радиоактивных веществ, будет крайне трудно осуществлять работу по подаче охлаждающей морской воды – по крайней мере, без угрозы для здоровья работающих там спасателей.
О проблеме на четвертом реакторе не сообщали до позднего утра вторника. По словам официальных представителей, на этом реакторе вспыхнул пожар. В момент землетрясения этот реактор не работал, однако там хранится отработанное ядерное топливо.
«Номер четыре в настоящее время горит, и мы полагаем, что происходит выброс радиации. Мы пытаемся потушить огонь и охладить реактор, - заявил во время телевизионной пресс-конференции генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано. – В реакторе нет активных топливных стержней, но там находятся отработанные топливные стержни».
Отработанные топливные стержни в зависимости от срока их эксплуатации могут выделять большое количество радиоактивных веществ, и их необходимо держать погруженными в холодную воду. Даже в этих условиях и несмотря на выделение в большом объеме радиоактивных веществ, реактор «не представляет непосредственной угрозы», заявил Эдано.
Согласно заявлению Tokyo Electric Power, после взрыва на втором реакторе упало давление в бассейне подавления, как называют нижнюю часть реактора, где пар превращается в воду. Этот бассейн играет важнейшую роль в защите ядерного топлива. Когда это произошло, появились сообщения о резком увеличении уровня радиации за пределами второго реактора.
«Мы на грани. Сейчас мы сталкиваемся с самым худшим сценарием, - заявил старший специалист по реакторной технике из Института исследований реакторов Киотского университета Хироаки Коиде (Hiroaki Koide). – Мы можем предположить, что защитная оболочка второго реактора уже нарушена. Если внутри реактора идет активный процесс разрушения, наверняка будут мощные выбросы радиации».
Как сказал другой представитель отрасли, основываясь на череде событий на АЭС, можно предположить, что если защитная оболочка на одном из реакторов повреждена, длительное время вести экстренные работы по охлаждению будет сложно, поскольку это угрожает здоровью рабочих.
Если все работники покинут АЭС, ядерное топливо во всех трех реакторах может расплавиться, что приведет к общему выбросу радиоактивных веществ. Это будет крупнейшая атомная катастрофа со времен Чернобыля.
Даже если полное разрушение стержней удастся предотвратить, японские власти столкнутся с крайне неприятным выбором. Один заключается в продолжении закачки воды в реакторы и в стравливании пара. При этом останется лишь надеяться на то, что ветер не повернет на юг в сторону Токио или на запад и не пройдет по всей северной Японии до Корейского полуострова. Второй – это надежда на то, что самый опасный перегрев закончился, и что по прошествии нескольких дней ядерные стержни охладятся в достаточной мере, чтобы можно было захоронить их внутри оболочки на энергоблоках, которые уже никогда не будут использоваться. Оба варианта чреваты огромными рисками.
Хотя японские власти не делают никаких сравнений с прошлыми авариями, выброс неизвестного количества радиоактивных газов и частиц говорит о повреждении активной зоны реактора из-за частичного расплавления топлива. Это существенно усиливает напряженность при проведении работ по охлаждению реакторов.
«Точка Три-Майл-Айленда уже пройдена, - говорит физик и профессор Принстонского университета Фрэнк фон Хиппель (Frank von Hippel). – Сейчас самая большая опасность заключается в том, что произойдет разрушение активной зоны и возникнет взрыв пара».
Резкое ухудшение ситуации произошло после продолжавшихся день и ночь отчаянных усилий по восстановлению контроля. Работы велись в основном на втором реакторе. Там повреждение клапана помешало работникам вручную сбросить давление внутри защитной оболочки и закачать внутрь морскую воду для охлаждения. Таким образом, те экстренные меры, которые были приняты спасателями для недопущения перегрева реактора, не сработали.
В результате ядерное топливо в этом реакторе оказалось без охлаждающей воды на много часов, что увеличило риск прорыва защитной оболочки и более мощного выброса радиоактивных частиц.
К утру вторника Tokyo Electric Power заявила, что клапан отремонтирован и подача морской воды возобновлена, однако внутри защитной оболочки обнаружены протечки, которые мешают воде полностью закрыть топливные стержни.
А затем произошел взрыв. После серии противоречивых сообщений о степени повреждения реактора в результате взрыва Эдано сказал: «Велика вероятность того, что часть защитной оболочки повреждена».
Стальная оболочка, защищающая ядерное топливо в реакторах, считается важнейшим элементом, обеспечивающим сохранность реактора и безопасность топлива.
Вместе с тем, Эдано отметил, что степень утечки на втором реакторе по-прежнему невелика. Это порождает надежду на то, что оболочка в основном цела и способна обеспечить безопасность находящегося внутри топлива.
Категория: В мире |
Просмотров: 450 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|