Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Видимо, пора подвести промежуточные результаты цепочки «арабских революций».
Судя по всему, из действительно крупных событий на этом направлении, которые ожидают нас в ближайшее время – это вполне вероятная смена режима в Йемене и ситуация в Ливии с неясным пока исходом в результате поражения повстанцев и принятием резолюции Совета Безопасности ООН о «бесполетной зоне». Вся остальная система худо-бедно стабилизировалась, на порядок продвинувшись к проведению широких социально-экономических реформ. Это, пожалуй, стоит назвать первым итогом всех этих событий. Независимо от того, какого накала достигали протестные настроения в той или иной стране, или их не было вовсе, фактически все арабские режимы (новые или устоявшие) объявили о начале структурных перестроек своих политических и экономических моделей. Если подойти к сути этих реформ обобщенно, то в их основе лежит расширение представительства оппозиции (экономической или конфессиональной) в политической системе стран, что соответственно вызовет усиление их позиций и в ключевых областях экономического блока. Не побоимся ошибиться и предположим, что там, где об этих реформах еще не объявлено, они будут проходить в неофициальном порядке без лишнего афиши, но, тем не менее, поступательно. Это касается и того же Бахрейна, когда там пройдет «горячая фаза» развития конфликта. Манама просто будет вынуждена пойти на ряд уступок шиитскому большинству, поскольку сидеть «на вулкане» даже под охраной иностранных штыков, противоречит основной концепции экономической модели самого существования этого государства. Она подразумевает создание и функционирование на острове мирового финансового центра и проведение различного рода крупных международных конференций, посвященных вопросам региональной безопасности. Делать и то, и другое в условиях чрезвычайного положения как-то неловко, а главное - неэффективно.
Что касается Йемена, то развитие ситуации там во многом будет зависеть от динамики происходящих событий в Омане и на Бахрейне. С учетом общей нестабильности в регионе, крайней ограниченности и слабой эффективности армий «заливников», а также близости Ирана, тот же Эр-Рияд крайне негативно относится к варианту возникновения нового очага вооруженного противостояния в Йемене. Повторить «бахрейнский вариант» здесь не получится и в силу традиционных неприязненных отношений в отношении своего северного соседа со стороны абсолютного большинства йеменцев, и по причине несравненно большей территории. Отсюда попытки саудовцев договориться о компромиссе. С этой целью они начали вчера свою посредническую миссию в Йемене. Сложно сказать, насколько она будет успешной, скорее всего, нет в силу абсолютной непримиримости позиций сторон. Тем более что руководители «Лика Муштарака» уже направили письма в посольства США и ряда стран ЕС, в котором четко определили свою позицию «по отказу от любых контактов с президентом Салехом, если в них не будут обсуждаться пути отказа его от власти».
В руководстве КСА это понимают, но ему важно выиграть время и отложить развязку в Йемене до тех пор, пока хоть как-то стабилизируется ситуация на Бахрейне и в Омане. Если с Бахрейном фактически все понятно, Запад закрыл глаза и на кровь, и на подавление воли большинства народа, то в Омане ситуация сложнее. В окружении султана Кабуса, по данным разведки ОАЭ, очень сильны проирански настроенные фигуры. В частности, имеется ввиду министр внутренних дел. Но вводить войска, как на Бахрейне, у «заливников» нет никаких оснований, поскольку Маскат никогда не обратится к ним с такой просьбой. Как по причине традиционного настороженного отношения к саудовцам, так и потому, что ряд представителей правящей верхушки категорически против этого. Тем не менее, руководство ОАЭ явно готовится и к силовой схеме. По некоторым данным, ряд международных рекрутинговых компаний резко усилили свою активность в последние дни по найму пакистанских военных для службы в вооруженных силах ОАЭ.
Отметим и историческую связь йеменцев и оманцев. Не говоря уже об этнических йеменцах, которые составляют 65% населения, эти связи обуславливаются и тем моментом, что в свое время НДРЙ активно поддерживал сепаратистов из Движения освобождения Дофара. Позднее повстанцы были инкорпорированы во властные структуры Омана, но связь между ними и представителями южнойеменской элиты сохраняются до сих пор.
Если рассматривать позицию Запада, то вторым очень важным итогом «революций» является констатация того факта, что в ЕС нет продуманной и внятной стратегии по отношению к этому явлению. Поспешные шаги Запада, явно сделанные под воздействием активности Парижа, загнали его в тупик. За очень короткий период времени Брюссель сумел продемонстрировать странам «третьего мира» абсолютный цинизм в выражении политики «двойных стандартов» (например, по отношению к событиям в Ливии и Бахрейне) и нерешительности в эффективной защите провозглашаемых им постулатов. Вряд ли повстанцы из Ливии будут испытывать теплые чувства к европейцам, если их завтра скинуть в море. Даже если Совет Безопасности ООН и принял наконец-то резолюцию о создании беспилотной зоны над Ливией, то в настоящее время это скорее «консервирует» конфликт, нежели чем помогает ему быстрее разрешиться в ту или иную сторону.
Одновременно такая «мудрая» позиция того же Н.Саркози вызвала серьезное недовольство ряда крупных французских корпораций, которые очевидно теряют свои позиции в Ливии. Причем в первую голову из-за абсолютно непросчитанной позиции Елисейского дворца по отношению к ливийским событиям.
Это ситуация наложилась на утрату позиций французского оружейного бизнеса в Пакистане, который серьезно потеснен китайцами. Ситуация здесь не только в дешевых кредитах Пекина, но и в вопросе передачи лицензий на технологии производства ряда типов оружия. Французский лидер в отличие от своих пекинских коллег наложил «вето» на подобного вида сделки, чем «подрубил» позиции своих оружейников на пакистанском рынке. Безусловная поддержка Парижем «жестких мер» «заливников» по ликвидации в регионе очагов «шиитской смуты» обусловлена еще и обещанием Саудовской Аравии и ОАЭ восполнить эту нишу новыми контрактами на поставку французского оружия.
В этой связи неубедительной выглядит и позиция России. Моральная поддержка «без пяти минут свергнутого» Х.Мубарака сменилась непонятным решением объявить персонами «нон-грата» М.Каддафи и членов его семьи. И это в то время, когда требовалось просто «промолчать», как это сделали «умные» китайцы. Создается ощущение, что решения на Смоленской площади принимаются с какой-то задержкой по времени и планируются на основе сиюминутных настроений.