«Весь день (18 марта, в день принятия антиливийской резолюции Совбеза ООН, - прим. «НР») мне звонили друзья-ливийцы, звонили малознакомые люди, с которыми я пересекался пару раз по работе, на улице ко мне подходили вообще незнакомые люди и, узнавая во мне русского, - благодарили. За помощь. Какую?! Мне было мучительно стыдно за беззубую предательскую позицию России во время ночного голосования в ООН», - об этом говорится в письме нашего соотечественника из Ливии, опубликованном на сайте Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
Автор письма отметил, что его поразило «особое отношение» жителей города Триполи к русским: «Вообще-то ливийцы всегда доброжелательно относились к иностранцам-европейцам, а после начала смуты они стали особенно радостно приветствовать тех, кто не поддался на всеобщий психоз и остался в Ливии - с теми, с кем вместе жил и работал в более счастливые и безопасные годы. Было до слез трогательно, когда какой-нибудь полуживой дедок в реанимации под капельницей - и в чем только душа держится? - успокаивал нашего доктора: «Ты, доченька, не бойся! Если что, я тебя к себе возьму. У нас семья большая и в доме места найдется - спрячем и от бандитов, и от натовцев...»
«Когда ночью шло обсуждение резолюции не только ливийцы, но и «братья-славяне», работающие в Ливии, прилипли к экранам телевизоров - с безмолвной мольбой и надеждой (все понимали: если антиливийскую резолюцию не примут, то еще несколько дней, и мир и порядок в стране будут восстановлены). Но надеждам не суждено было сбыться: Россия опять предала своего верного союзника. А ведь Ливия была едва ли не единственным государством, поддержавшим Россию в августе 2008 г. Тогда Ливия открыто заявила, что поддержит Россию в любом случае, и что виновна в осетинском кровопролитии Грузия, за спиной которой стоят США. Сегодня в Ливии та же ситуация: вооруженный мятеж кучки «оппозиционеров», поддержанных засланными иностранными боевиками и НАТОвским оружием. А Россия - «воздержалась». Резолюция, развязывающая руки НАТО принята. «Гуманитарные» бомбы и ракеты загружаются в натовские самолеты. Мне - стыдно», - пишет проживающий в Ливии гражданин России.
«Но ливийцы - благодарят. За что?! А просто за то, что Россия хотя бы «воздержалась». Не стала, как в 92-м, голосовать ЗА санкции. Даже такая псевдоподдержка воспринимается этим загнанным в угол народом с чувством глубокой благодарности. Просто они надеются. И их последняя надежда - Россия. И еще, пожалуй, Китай», - отмечает автор письма.
На форуме украинских врачей, работающих в Ливии, появились сообщения от их родственников и друзей, которым удалось дозвониться до Ливии.
«Дозвонились до Зуары и Джмеля (на западе Ливии, ближе к Тунису). Ночью бомбили около Джмеля, в больницу поступали раненые. За все время беспорядков (включая смену власти в Зуаре) не было ни одного раненого, а тут приперлись «миротворцы» твари и........ Наши все живы и здоровы. Но...обидно за Россию, что могла наложить вето......но позорно воздержалась. Дай Бог нашим и ливийцам пережить этот беспредел», - пишет Larisa.
«Я работала в Ливии 5 лет, но я гражданка России... Только сейчас мне за мою страну стыдно, что позорно воздержались, чем и продали Ливию», - возмущена автор комментария.
«Звонила мама из Бен-Валида. Очень много привозят к ним в госпиталь раненых и мертвых из Мисураты. Судьба украинских, российских, филипинских и прочих врачей находящихся в Мисурате доподлинно неизвестна, хотя город и далек от набережной и, собственно, линии фронта, наши соотечественники опасаются «точных» точечных ударов», - пишет Лена.
Пользователь nastya пишет на форуме: «Звонила мама из Тархуна. У нее все нормально, но сказала, что бомбили Триполи и разбомбили под Триполи крупный кардиологический госпиталь. Вот такие дела. И что сегодня в общежитии не было воды и небольшие проблемы с продуктами».
«С Мисуратой связи нет, мне утром звонила знакомая из городка возле Мисураты. Они напуганы, хоть в их городе и заварушек вообще за это время не было. Сказала, что война как бы началась. Бомбежка шла по всей береговой линии (со стороны западных стан, которые вмешались). Наши доктора в Мисурате все в госпитале, никто на улицу не выходит. Это так мне было сказано, так и вам передаю. Им сказали сидеть и не рыпаться, так как идти и бежать некуда, надо переждать. А наладится ли все или только ухудшится - вот в чем вопрос», - пишет на форуме Татьяна777.
«Я работаю в пластическом госпитале в Триполи, и хотя у нас рядом пока ничего не разбомбили, но другие районы города сильно обстреливали. И это несмотря на то, что в новостях представители ООН говорят, что они будут громить только силы Каддафи, но никто из нас не может понять, как американские или французские военные могут сориентироваться и понять, где они находятся, эти вооруженные силы Каддафи. В результате страдают мирные жители, погибают и женщины, и дети, и никто не разбирает, куда сыплются бомбы... Вероятно, это связано с тем, что бомбят Ливию только после двух часов ночи, когда сориентироваться практически невозможно. Мы все этим очень возмущены, так как все авиаудары иностранных войск наносятся по местным жителям и по тем иностранцам, кто здесь работает по контракту», - рассказала врач-анестезиолог Татьяна Столпакова в интервью газете «Взгляд».
Журналист Александр Жилин, пишущий в ЖЖ под ником ai_zhilin, пересказывает телефонный разговор: «Только что позвонил оттуда мой друг. Говорили полторы минуты. «Саня, - кричал он мне в трубку, - тут сущий ад! Они сжигают все, понимаешь, все, включая новорожденных! Все горячие точки, которые мы прошли с тобой - фигня по сравнению с этим. Завтра тут никого не останется. Я вряд ли ...» На этом связь прервалась».
«Только что говорил с Али (пожилой тунисец, у которого дочь в Триполи, замужем за офицером-танкистом)... Все время на скайпе. По его словам, Триполи бомбят, но не ковром: то туда вжарят, то сюда. Раскурочили хостел для стариков при центральном госпитале, где работает его дочь, почему-то до кучи еще и анатомичку. В общем, Мисурату взяли, ее даже не бомбят, потому что там друзьям демократии поддерживать уже некого. До Бенгази танки не дошли, но там все равно стреляют - повстанцы и повстанцы, которые против повстанцев. Главное, из-за чего Али психует, это что дочь пошла на какую-то площадь, не понял куда, типа вливаться в «живой щит». Ее прогнали, потому что увидели соседки и наябедничали кому-то, что пришла мать двух маленьких детей, но она пошла куда-то в другое место. Короче, никто никуда никого не гонит, люди выходят сами», - пишет блогер putnik1.
По информации блогеров, ливийцы пытаются спасти от уничтожения свои гражданские аэропорты. Пытаясь предотвратить их уничтожение, люди сидят на взлетно-посадочных полосах в Триполи, Себхе, Гате, создав из своих тел живой щит. Жители Триполи с возмущением отзываются о мятежниках в Бенгази, которые навлекли на Ливию такие беды, как удары западной авиации.
«Ливию, несмотря на очевидную разницу с Ираком (в нем перед войной не было вооруженной оппозиции Хусейну) ждет та же участь. Помогать устранению диктатуры с помощью «Томагавков», конечно, можно, но толку от этой помощи, когда речь идет о странах космически далеких от ценностей западного мира, будет немного. А вернее его не будет вовсе. Печальный пример Ирака тому подтверждение», - отмечает известный блогер drugoi.
Сегодня, когда исполнилось восемь лет со дня начала второй войны в Ираке, РИА Новости публикует беседу с иракским кинорежиссером Фаделем Аббасом Марзуком, эмигрировавшим из Ирака при Хусейне и вернувшимся в страну после его свержения. Режиссер рассказывает о том, что он увидел в Ираке после его освобождения от власти тирана:
«Между иракцами, жившими вместе на этой земле тысячи лет, возникли трудно преодолимые противоречия. Страна раскололась на общины - религиозные, этнические, племенные. Человека могут убить прямо на улице только за то, что он является представителем «не той» общины! Такого не случилось бы раньше»
«Изменились не только люди, но даже улицы, которые превратились в мрачные коридоры с бетонными стенами. Улица Абу Нувас, бывшая для жителей Багдада символом приятного времяпрепровождения, веселых вечеринок, превратилась в обыденное, не имеющее никакого смысла название. Сегодня в Багдаде некуда пойти вечером, чтобы посидеть или погулять с друзьями. Вся страна - словно тюрьма со строгим режимом. С закатом солнца жизнь в Ираке умирает»
«Мне горько и обидно, когда я слышу сейчас, что иракцы тоскуют по временам Саддама. Но, клянусь, они имеют на это право. Для большинства моих сограждан американцы стали не освободителями, а разрушителями. Условия жизни населения, по сравнению с периодом до 2003 года, просто невыносимые. У людей нет работы, нет электричества, топлива, зато есть рост цен на продукты и перебои с распределением продовольствия по карточкам, чего никогда не случилось при Саддаме Хусейне»
«На демонстрации протеста сегодня выходят те, кто, как и я, с надеждой и нетерпением ждал, когда взойдет заря свободы. Но когда она пришла, воспользоваться ей мы не сумели. Никто не может меня убедить в том, что жизнь в Ираке сейчас лучше, чем она была раньше, при прежнем режиме»
Сейчас Марзук вновь собирается покинуть Ирак и уехать в Бельгию, где он жил до своего возвращения на родину.