Элизабет Тэйлор дважды получала "Оскара", но в
памяти многих куда крепче засели восемь ее бурных браков, ее болезни и
пристрастия, которые выплескивались на публику в гораздо большей
степени, чем у любой голливудской знаменитости до нее.
Ее биографию можно читать как сценарий для
многих сегодняшних кинозвезд: уже в детском возрасте она стала
известной, всю жизнь играла с прессой в кошки-мышки, была мишенью
папарацци, заводила и разрывала бурные романы и даже боролась с
наркозависимостью.
Элизабет Тэйлор, умершая в возрасте
79 лет, во многом определила портрет сегодняшней знаменитости, жизнь
которой - как на экране, так и вне его - завораживает миллионы. "Она
одной из первых сделала свою личную жизнь не менее важной, чем
профессиональную, - в смысле звездности", - говорит ее биограф Уильям
Манн.
Ее личная жизнь шла по своим законам. Она была
замужем восемь раз, и два из них - за одним и тем же мужчиной. Впервые
под венец Элизабет пошла в возрасте 18 лет. А к 26 годам уже была
вдовой.
Мужья Элизабет Тэйлор
1950-51: Конрад Хилтон, наследник гостиничной империи. Тэйлор развелась с ним, потому что он пил.
1952-57: Майкл Уилдинг, актер, старше ее на 19 лет. До развода у них родились двое сыновей.
1957-58: Майкл Тодд, кинопродюсер. Погиб в авиакатастрофе, оставив Тэйлор вдовой. У них была дочь.
1959-64: Эдди Фишер, певец и лучший друг Тодда. Чтобы жениться на Тэйлор, он развелся с женой. Но и их брак тоже кончился разводом.
1964-75: Ричард Бартон, актер, с которым она играла в "Клеопатре".
1975-76: Снова Ричард Бартон. У них были очень непростые отношения.
1976-82: Джон Уорнер, сенатор-республиканец.
1991-96: Ларри Фортенски, рабочий-строитель. Они женились на ранчо Майкла Джексона "Неверлэнд". Но через пять лет разошлись.
"Сегодня люди готовы на все, чтобы привлечь к
себе внимание прессы, - говорит Манн. - А к ней это внимание прилипало
само собой, потому что она своей жизнью увлекала миллионы".
Но то, что сделало эту "увлекательную" жизнь
достоянием миллионов читателей и зрителей, отчасти происходит из развала
в 1950-е годы старой голливудской студийной системы.
Конец системы, позволявшей большим кинокомпаниям
фактически контролировать заработки звезд и их общение с прессой,
поясняет Манн, привел к тому, что студии больше не могли замалчивать
личные скандалы из опасений, что они нанесут ущерб репутации звезды.
"До тех пор студии владели актерами и имели
негласные соглашения с глянцевыми журналами о том, что они не будут
совать нос куда не надо", - согласна Карен Стейнхеймер, социолог из
Университета Южной Калифорнии, автор книги "Культура знаменитостей и
американская мечта".
Стейнхеймер считает, что потеря студиями их
власти в сочетании с колоритной личной жизнью Тэйлор привели к появлению
нового, более резкого и менее льстивого, стиля освещения серьезной
прессой жизни знаменитостей. И это был шаг к появлению таблоидов в их
нынешнем виде.
"Какие-то элементы освещения ее первого брака,
ее первого развода и ее романов были намного более критическими, чем
освещение большинства других звезд того времени, - указывает социолог. -
Если полистать журналы начала 1960-х, можно подумать, что это заметки о
Бритни Спирс тех дней - настолько негативно и безжалостно писали о ней и
ее отношениях".
Жертва папарацци?
Роман Тэйлор с Ричардом Бартоном, с которым она
вместе играла в "Клеопатре", вызвал гигантский интерес репортеров - не
только потому что эти отношения шагнули с экрана в реальную жизнь, но и
потому, что оба в это время состояли в браке.
"Это был один из первых случаев, когда эта
неосмотрительность стала столь широко обсуждаться в прессе", - говорит
Доуни Уолтон, заместитель редактора интернет-сайта журнала Life.
Лицо Тэйлор регулярно появлялось на обложках
глянцевых журналов. Один только Life публиковал ее портрет на обложке 14
раз - больше, чем чей бы то ни было в истории этого издания.
Уолтон говорит, что поворотным моментом в том,
как Life освещает жизнь знаменитостей, стал именно роман Бартона и
Тэйлор, а откровенные интервью с ними были своего рода предвестником
сегодняшних изданий типа Hello или OK!
Карен Стейнхеймер уверена, что Элизабет Тэйлор стала первой в истории жертвой папарацци.
Снимок Тэйлор и Бартона на яхте в начале 1960-х стал поистине глобальным событием
Когда итальянский фотограф Марчелло Джеппетти
при помощи длиннофокусного объектива сделал снимок пары, резвящейся на
яхте в Средиземноморье на пике их романа, это стало поистине глобальным
событием в мире прессы.
Сегодня фотографии знаменитостей в бикини на
далеких пляжах - это, без преувеличения, вторая натура таблоидов, но
тогда, в куда более консервативном 1962-м, снимки шокировали.
"Если б не они, папарацци сейчас вряд ли
существовали бы, - полагает Уильям Манн. - Фотографы снимали их идущими в
клуб, забирались на деревья и фотографировали то, что происходило в ее
комплексе. Сегодня для Голливуда это стандарт поведения, но создала эту
модель Элизабет Тэйлор".
Еще одна вещь, ответственность за которую многие
возлагают на Тэйлор, - это роль, которую она сыграла в определении
знаменитости как некоей бизнес-структуры.
Она была самой высокооплачиваемой актрисой
своего времени, только за роль в "Клеопатре" получившей не только 1 млн
долларов, но и долю в доходах от реализации фильма. Сегодня этой модели
поведения придерживаются многие крупные звезды.
Но ее предприимчивость простиралась далеко за пределы Голливуда.
Создав собственную ювелирную линию и коммерчески
успешную парфюмерную серию, она стала пионером в маркетинге звездного
бренда. Сейчас этим занимаются такие знаменитости как Дженнифер Лопес,
Пэрис Хилтон, Бритни Спирс и многие другие.
Но Тэйлор будут помнить и за другое - за то, что
она умела направлять свою звездную мощь в благое русло. В 1980-е, после
смерти ее друга Рока Хадсона, она стала одной из первых знаменитостей,
открыто заговорившей о СПИДе.
"Голливуд и из этого тоже извлек урок - и
сегодня каждая звезда имеет собственное благое дело и благотворительный
фонд", - говорит биограф Манн.
При том что многие сегодняшние знаменитости
известны исключительно благодаря своей звездности, Элизабет Тэйлор в
первую очередь была все же актрисой, напоминает Барри Адельман,
исполнительный продюсер церемонии награждения премиями "Золотой глобус".
"Ее уважали ее коллеги, как и все, кто с ней
сталкивался, - говорит Адельман. - Она была исключительно красива - и
при этом считалась хорошей актрисой. Этого не скажешь о многих
знаменитостях, которыми одержима сегодняшняя пресса".