Газета "Наш Мир" br>Отличие ливийцев от других граждан арабской национальности чувствуются на ментальном уровне. Социалистическая джамахирия вытравила из среднего ливийца ген жуликоватого лакейства, за счет которого существует вся туриндустрия соседнего Египта. Средний ливиец держит себя гордо, ходит с достоинством, не любит когда его разглядывают с любопытством, и не испытывает никакого пиитета к иностранцам.
Доллары он не берет принципиально, и готов ради местной валюты пожертвовать сиюминутной выгодой. Ливийцы не завидуют европейцам: нет веских причин. Уровень жизни Ливии сопоставим, и даже превосходит уровень жизни в прибалтийских странах, только что принятых в Евросоюз. Это, если считать все параметры жизни. Прошлой ливийской жизни.
Муаммар Каддафи много лет мозолил глаза мировому сообществу своим «ливийским социализмом». Честно распределяя между народом «нефтяную ренту», подрывал, как говорится, « устои капиталистического хозяйствования». Оказывается, при честном распределении этой пресловутой ренты, можно получить удивительные результаты. Судите сами:
В год каждая ливийская семья получает в общей сложности тысячу долларов дотаций.
Пособие по безработице – 750 долларов. Зарплата медсестры самой низкой квалификации – 1000 долларов. Теперь понятно, почему украинские врачи-гастарбайтеры, уже второй десяток лет ездят в Ливию работать? При этом, медицина в Ливии бесплатна. Пособие по рождению ребенка – 7000 долларов.
Каждой новобрачной семье выдается при заключении брака 64 тысячи долларов на покупку жилья. Как нам рассказывали, на эти деньги можно купить незамысловатый домик площадью 150 квадратных метров, со скважиной, сплит-системой, спутниковой тарелкой и электричеством.
Электричество в Ливии бесплатное. Вообще. А домики стоят так дешево, потому что риэлтерство – спекуляция жильем, если называть вещи своими именами, в Ливии запрещена и карается. Иначе, здесь давным –давно, на нефтяные деньги, жулики бы надули такой спекулятивный пузырь из недвижимости, что домик в Ливийской пустыне стоил бы как вилла в Испании или двухкомнатная квартира в Бибирево. Образование бесплатное, квартплата отсутствует.
Дороги идеальны, и на моих глазах, и на мои 10 динаров, бак БМВ-семерки был заполнен под завязку, и мне еще дали сдачу. Десять динаров это примерно 100 рублей. Кстати, покупку автомобиля государство на 50% компенсирует… Компенсировало… Ливийский профессор-врач подобрал журналистов КП возле независимого революционного пресс-центра и отвез нас на биржу такси. Бесплатно, ему хотелось пообщаться с людьми из далекой России, помочь им нанять машину до границы. Профессор Халил, неплохо знающий английский, сказал по поводу революции печальные и мудрые слова:
- Мне – 55 лет, из них 42 года Каддафи был у власти. Он пересидел на троне. Но вот эти люди (профессор показал на группу молодежи с «революционными» флагами ) они надеются, что будет лучше. А будет теперь только хуже. Молодежи придется отвыкать от сытой жизни…
Можно предположить, опираясь на слова профессора, что истоки этой «сытой революции» лежат в избалованности и развращенности молодежи, самой пассионарной части ливийцев. Этим юношам с автоматами не нужно было биться за место под солнцем, они с детства привыкли, что почти все они получат бесплатно. Им было скучно. Тем более, что за них работали гастарбайтеры со всего африканского континента.
В их среде, люди, собравшиеся переформатировать Ливию, нашли добровольных помощников. Уже в целом вырисовывается картина будущей Ливии. Мировое сообщество не пошло на прямую интервенцию, оно просто остановило войска Каддафи на некой условной границе, за которой начинаются нефтяные районы. Это так называемый «косовский сценарий», с поправкой на отсутствие нефти на Балканах. Вот только Косово – вымороченное, полностью дотационное государство, а «революционная» часть Ливии вполне сможет обеспечить себя самостоятельно. Скорее всего, речь теперь пойдет о муке для лепешек.
Не более того. Про чудесные сюрпризы «ливийского социализма» придется забыть навсегда. Нефтяные компании не занимаются благотворительностью, а их топ-менеджеры очень не любят, когда рентабельность добычи падает. Рентабельность должна расти, а не падать или стагнировать. Факт общеизвестный – Каддафи собирался пересмотреть условия нефтяных контрактов, которые Ливия заключала в начале 90-х годов, в период первого потепления отношений с Западом. Время прошло, и Каддафи решил, что нефтяной бизнес достаточно разбогател на ливийской нефти. И неплохо бы, ливийскому народу получать не 50% от добываемой нефти, а все 80%.
Не знал ливийский полковник, что у людей занимающихся углеводородами, отсутствует «центр сытости». У самого полковника этот центр был. Была и совесть, и любовь к своему народу. И даже Идея у него была – создание федерации арабских государств, которая будет отстаивать интересы своих народов. Не кланов и элит, а народов. Единственное, чего не было в полковнике, - жадности. Это страшно мешало с ним договариваться, и в конце-концов сгубило Каддафи вместе с его цветущей страной.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Со стороны египетской границы выстроилась многотысячная очередь из автомобилей. Дождавшись затишья, гастарбайтеры решили вернуться назад, в Ливию. Они даже не подозревают, что скоро им придется конкурировать с местными жителями.
|