Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В ходе недавней поездки в Лондон несколько экспертов поинтересовались у
меня о возможном влиянии эффекта домино, начавшегося на Ближнем Востоке,
на Казахстан и его соседей. Мой ответ был простым нет, по трем
причинам.
Во-первых, в 2010 году в Киргизии произошла популярная
революция, которая не имела влияния на четыре другие среднеазиатские
страны. Во-вторых, независимость пришла в страны Средней Азии только 20
лет назад, и сейчас они находятся на отличном от Египта, Ливии и Туниса
этапе политического развития. В-третьих, социально-экономические
условия, побудившие события на Ближнем Востоке, отличны от условий в
Средней Азии.
Киргизия, с ее пятимиллионным населением, остается
аномалией в регионе, так как ее население сконцентрировано на маленькой
территории, в стране высок уровень бедности, а клановая политика создает
естественную базу для политического плюрализма.
Казахстан -
абсолютно другая страна в плане географии, экономического развития и,
как результат, политики. Его территория примерно в пять раз больше
Франции. В стране много природных ресурсов, в особенности углеводородов,
а ее экономика бурно развивается с момента обретения независимости в
1991 году. По сравнению с 1994 годом, ВВП на душу населения вырос в 12
раз, и составляет сейчас 9000 долларов США. ВВП в Киргизии, для
сравнения, лишь немного превышает уровень казахстанского в 1994 году.
Ни
одна другая страна в мире не достигала такого роста за первые 20 лет
независимости. Президент Назарбаев, руководящий страной с момента
независимости, всегда определял быстрый экономический рост в качестве
основы для консолидации суверенитета Казахстана и обеспечения гармонии в
его сложном мультиэтническом и мультиконфессиональном обществе.
Такой
успех неизбежно поднимает вопросы о его устойчивости. В конце прошлого
года желание видеть Казахстан остающимся на его текущем курсе заставило
большое количество политиков, влиятельных бизнесменов и гражданских
активистов инициировать идею популярного референдума по продлению
текущего срока президента Назарбаева (истекавшего в 2012 году) до 2020
года. Парламент поддержал предложение в ответ на петицию, содержащую
подписи более половины всего электората страны.
Однако у
президента были сомнения о референдуме по нескольким причинам, и он
направил его в Конституционный совет. Тот установил, что референдум не
соответствует Конституции, оставив президенту три опции: отклонить
решение совета и провести референдум, распустить парламент или же
придерживаться выборного расписания до 2012 года до следующих
президентских выборов. К удивлению многих людей, президент склонился к
четвертому решению: провести досрочные выборы, в качестве пути снижения
давления в обществе.
Президентские выборы пройдут 3 апреля.
Некоторые оппозиционные партии объявили о том, что будут бойкотировать
выборы в знак протеста против его раннего проведения. Очень жаль, так
как Казахстан мог только выиграть от участия более конкурентных
политиков. Оппозиция в Казахстане остается раздробленной и неспособна
обеспечить какую-либо внушающую доверие альтернативу избирателям.
Президенту
Назарбаеву не нужно выигрывать выборы с 90% голосов. Он осознает
ценность конкуренции и является поклонником двухпартийной системы
Соединенных Штатов и Великобритании. Он также верит, что в интересах
Казахстана развивать подобную модель с течением времени. Он серьезно
относится к опасениям, выраженным Соединенными Штатами и Европейским
Союзом, по поводу предложенного референдума.
Президент Назарбаев
всегда говорил: «сначала экономика, потом политика». История докажет,
что это был правильный подход. Учитывая его высокий рейтинг, президент
конечно же выиграет апрельские выборы. Частью его популярности у
избирателей является то, что у него захватывающие планы на последующие
10 лет развития Казахстана, включая 30-процентный рост ВВП, основанный
на диверсифицировании от продажи природных ресурсов и растущей роли
средних и малых предприятий в экономике. Сохраняющаяся способность
привлекать прямые иностранные инвестиции также является предпосылкой для
дальнейшего развития.
Это амбициозные задачи, но Казахстан
добился своей цели по достижению ВВП в 9000 долларов на четыре года
раньше срока. Это уже самая эффективная экономика в Содружестве
Независимых Государств.
Казахстан находится на курсе развития
своего процветания и становления в мире. География требует, что он
должен балансировать своими интересами между Россией, Китаем и Западом.
Это требует тщательно взвешенной политики, которая создала бы важный
структурный элемент для стабильности в Центральной Азии. Надеюсь, это
послужит маяком для некоторых соседей Казахстана в Центральной Азии и
вдохновит их на ускорение реформ и развитие своего внутреннего
сотрудничества.
Казахстан будет последовательно продвигать
политические реформы в течение последующих лет для того, чтобы отразить
рост среднего класса и необходимость поддержки экономической конкуренции
с большей политической конкуренцией.
В отличие от части Ближнего
Востока, которая оказалась не в состоянии обеспечить то, что было нужно
ее населению, Казахстан остается на динамичном пути развития, который
широко поддерживается в обществе. Ермухамет Ертысбаев является главным политическим советником президента Казахстана Нурсултана Назарбаева