
Беседа с сотрудником Программы ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП)Томасом Пьетчманном (Thomas Pietschmann).
Комиссия
 по обороту наркотических веществ ООН, собравшаяся на этой неделе в 
Вене, обсуждает способы борьбы с наркоторговлей, мощь которой сравнима с
 государственной властью, проникающей в экономику и угрожающей людям.
La Croix: Из каких стран поступают наркотики?
Томас
 Пьетчманн (Thomas Pietschmann): Афганистан – мировой лидер по 
производству опиума. Это вещество является сырьем для производства 
морфина и героина. В 2004 году оборот от наркоторговли составил 60% ВВП 
Афганистана. К 2010 году пропорция снизилась – из-за международной 
помощи, борьбы сил НАТО и из-за серьезной болезни растений в прошлом 
году. Но, несмотря на это, уровень остается одним из самых высоких в 
мире. Торговля героином затрагивает все соседние с Афганистаном страны, в
 особенности Пакистан, Иран, Турцию, балканские страны, а также 
Центральную Азию и Россию.
В Латинской Америке производство 
кокаина сосредоточено в Колумбии, Перу и Боливии. В последние годы 
производство наркотиков сократилось, но во всем регионе зарегистрировано
 повышение трафика, как, например, в Мексике и Карибском регионе. Почти 
все страны Центральной Америки стали транзитными, в особенности соседние
 с Колумбией – это Эквадор, Бразилия, Венесуэла. Там активны 
мексиканские картели.
В Западной Африке с 2004 по 2007 годы 
повысился трафик кокаина в Европу, в особенности из Сенегала, 
Кабо-Верде, Нигерии, Ганы, Гвинеи и Гвинеи-Биссау.
 
- Каким образом наркоторговля подрывает стабильность этих государств? 
-
 Группы незаконно вооруженных людей – мятежников – получают возможность 
собирать средства, облагая сборами наркоторговлю, а то и организуя и 
руководя производством наркотиков. Там поступала группировка ФАРК в 
Колумбии, так действовали талибы в Афганистане. В некоторых странах 
наркоторговцы имеют в своем распоряжении такие средства, что могут 
обеспечить себя оружием и необходимой военной техникой для прямых 
выступлений против властей в некоторых областях. Их возможности столь 
велики, что они могут узурпировать власть или проникнуть в 
государственные органы путем коррупции. Наркоторговцы финансируют 
проведение избирательных кампаний тех кандидатов, которые соглашаются 
сотрудничать с ними в случае своего избрания. Такую ситуацию лет 
двадцать назад можно было наблюдать в Колумбии. Члены парламента 
отказывались выдавать США заключенных наркоторговцев, давая им, таким 
образом, возможность продолжать заниматься своей деятельностью и из 
тюремной камеры. 
Прибыль, создаваемая торговлей наркотиками, 
порою достигает уровня местного ВВП, создавая угрозу власти государства.
 Такая ситуация создалась в Западной Африке. В Гвинее-Биссау сильно 
развита торговля кокаином, именно по причине слабости экономики этой 
страны: сотрудники органов правопорядка за сотрудничество с 
наркоторговцами получают вознаграждение, превышающее сумму, которую они 
могли бы заработать на службе за всю свою жизнь. До смены правительства в
 2009 году наркоторговлю контролировали чиновники высшего ранга; 
торговля наркотиками стала монополией определенных кругов национальных 
вооруженных сил. В Центральной Америке коррупция, связанная с торговлей 
наркотиками, нередко затрагивает сотрудников правоохранительных органов и
 даже бригады по борьбе с наркотиками. Так произошло в Гватемале, где в 
коррупции, связанной с наркоторговлей, оказались замешаны и сотрудники 
судебных органов, парламентарии и члены местного и национального 
правительства.
- Как все это непосредственно затрагивает население этих стран?
Прежде
 всего, это проблема безопасности. В 2008 году речь шла о 16 тысяч 
убитых в Венесуэле, а в Мексике убийства 10 - 12 человек на 100 тысяч 
населения нередко оказываются связаны с деятельностью картелей 
наркоторговцев. В странах Центральной Америки процент преступности еще 
выше. В 2008 году в Гватемале жертвами убийц стали 49 человек на 100 
тысяч населения, в Сальвадоре – 52 человека, в Гондурасе – 61. Нередки и
 случаи похищения людей.
Деятельность наркоторговцев тормозит 
развитие национальной экономики. В Западной Африке латиноамериканские 
наркоторговцы скупают предприятия, занимающиеся импортом и экспортом 
товаров, предприятия, связанные с рыбной ловлей и проч., исключительно с
 целью получить возможность располагать наличностью и иметь законное 
прикрытие в этом регионе. Наркоторговцы могут скупать и земельные 
участки, как это происходило в Колумбии в 1990 году, вздувая цены и 
делая недвижимость недоступной для  остальной части населения.
- Какие политические меры принимаются против торговли наркотиками?
-
 Колумбия добилась больших успехов в борьбе с наркоторговлей. Площадь 
территорий, контролируемых наркоторговцами, уменьшилась, производство 
кокаина с 2000 по 2009 год упало на 58%. Важным этапом стало принятое в 
1997 году изменение Конституции, разрешившее выдачу наркоторговцев США.
В
 Мексике правительство вступило в борьбу с наркокартелями с 2006 года. 
На север страны были отправлены армейские подразделения, поскольку 
местная полиция была сплошь подкуплена. В результате принятых жестоких 
мер с 2006 года было убито 30 тысяч человек. Это серьезно; но следует 
отметить, что это был вынужденный шаг, необходимый, чтобы справиться с 
вооруженными преступными группами. Действительно, более 40 тысяч членов 
наркокартелей были задержаны, и ряд важных фигур выдан США. Эти меры, 
похоже, нанесли удар по торговле кокаином в США, объем которой снизился с
 2007 по 2010 год примерно на 60%. Однако мексиканские картели, видимо, 
более живучи, чем колумбийские; возможно, причина кроется в их меньшей 
централизованности: в Мексике насчитывается от пяти до семи подобных 
картелей, тогда как в Колумбии их всего два. Борьба с наркотиками длится
 уже более четырех лет, и конца этому пока не видно.