Газета "Наш Мир" br> История грехопадение Адама и Евы и их
изгнание из Рая – ветхозаветные и коранические сюжеты, знакомые даже далеким от
теологии людям. Суть повествования сводится к жизненно важному вопросу -
вопросу спасения души.
Кораническая интерпретация проблемы спасения в общих чертах
выглядит так:
Как творение Божие, тем более творение избранное, будучи
наместником Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться,
человек изначально не может быть плох:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле
наместника».
Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет
распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой
и освящаем Тебя?»
Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Коран
2:30)
Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от
своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен
быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном Божественном руководстве.
Именно по этой причине Бог периодически посылал людям Своих пророков или
посланников, чтобы они напоминали людям о том, что они должны делать для своего
спасения.
В отличии от христианской традиции, Коран не дает четкого определения первородному греху, и
тому, что каждый человек рожден грешным из-за ошибки Адама. Бог в Коране
говорит:
«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран 35:18).
Люди рождаются на свет и несут ответственность только за то,
что совершили сами.
Адам и Ева оступились, но по Своей безграничной мудрости
Господь простил их.
(Адам и Ева) вкусили (запретный плод), и увидели они свою
наготу. И стали они сшивать для себя райские листья (прикрывая наготу).
Ослушался Адам своего Господа и сбился с пути. Затем Господь избрал его,
простил и направил на прямой путь. (Коран 20:121-122).
Коран возлагает равную вину и на Адама, и на Еву за их
ошибку. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама. Тем самым, в
Коране, женщина не представляется искусительницей, соблазнительницей или
вводящей в заблуждение.
Интересно также и то, что в Коране говорится о том, что ангелы были
знакомы с доадамовской человеческой цивилизацией, причем ничего хорошего о ней
не сказать не смогли:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле
наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет
распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой
и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Коран
2:30)
Другими словами, ангелы знали о том, что люди – нечестивые и
несправедливые существа, однако Бог сообщил им, что их знания о человеческой
сущности – поверхностные и неполные.
Человеку свойственно ошибаться и забывать свои
проступки. Но как мог Адам, человек, которого почтил Великий Господь, совершить
такую оплошность?!
Дело в том, что Адам ранее не встречался с кознями Сатаны.
Хотя он и видел, как из-за высокомерия Сатана отказался подчиниться Богу:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц пред Адамом». Они пали
ниц, и только Иблис отказался, возгордился, и стал одним из неверующих» (Коран
2:34)
Адам с первой же встречи определил Сатану своим врагом, но к
его проискам еще не был готов. Адам тогда еще не знал, как защититься от
искушения. Всевышний в Коране говорит:
«Он низвел их обольщением…» (Коран 7:22).
По воле Бога, через такое испытание Адам приобрел первый
жизненный опыт. Таким образом, Всевышний подготовил его к жизни на Земле и к
пророческой миссии. Первый печальный опыт раскрыл Адаму сущность Сатаны – коварного,
злого, явного врага всех людей.
Адам, Ева и их потомки осознали, что именно Сатана стал
причиной изгнания их из рая. Подчинение Всевышнему и не подчинение Сатане – вот
единственный путь возвращения в прекрасные сады Рая.
Справка: Адам (ивр. אָדָם — Сын Земли или человек) и Ева (ивр.
חַוָּה, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Ветхом Завете и Коране - прародители человеческого рода сотворённые Богом. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги.
Продолжение следует...
|