Газета "Наш Мир" br>ТОКИО – сбои в автомобильной промышленности, вызванные землетрясением и цунами в Японии, усиливаются.
В ближайшие недели, покупатели автомобилей будут иметь трудности в поиске модели определенного цвета, тысячам рабочих автомобильных заводов, вероятно, будет сказано оставаться дома, и такие компании, как Toyota, Honda и другие потеряют миллиарды долларов дохода. Более чем через две недели после стихийного бедствия, кадастры поставок важнейших запчастей автомобилей - от компьютерных чипов до пигментов краски - быстро сокращаются, поскольку японские заводы, которые их делают, ведут борьбу за то, чтобы снова начать работать. Из-за того, что части и принадлежности поставляются довольно медленными морскими перевозками, реальное их снижение до сих пор не почувствовали заводы в США, Европе и Азии. Это придет к середине апреля.
"Это самое большое воздействие во всей в истории автомобильной промышленности", говорит Кодзи Эндо, управляющий директор по перспективным исследованиям Японии в Токио.
Большая часть автомобильной промышленности Японии - второго по величине поставщика автомобилей в мире - по-прежнему бездействует. Несколько заводов были серьезно повреждены в результате землетрясения, но с веерными отключениями поставок воды и электричества, никто не может сказать, когда заводы будут работать по максимуму. Некоторые автомобильные аналитики говорят, что может быть в конце этого лета. Hitachi Automotive Systems, который делает комплектующие, такие как датчики потока воздуха и системы управления двигателя, ждет когда перезапустятся его поставщики, имея дело со своими собственными проблемами. Его заводы без воды и испытывают веерные отключения электричества. Рабочие восстанавливают раздавленные потолки, упавшие стены и убирают разбитое стекло. Пресс-секретарь говорит, что не знает, когда эти заводы вновь откроются.
Неуверенность охватывает поставщиков, автопроизводителей и дилеров. И это демонстрирует уязвимость самой сложной мировой цепи поставок, где 3000 частей идут на один автомобиль или грузовик. Каждая из этих частей состоит из сотни других частей, поставляемых несколькими компаниями. Если всего лишь одна из этих частей не прибудет или опоздает, и транспортное средство не может быть построено.
Когда General Motors краткосрочно закрыл завод пикапов в Шривпорте, штат Луизиана, в связи с отсутствием запасных частей, это вызвало частичное закрытие завода в Нью-Йорке, который поставляет двигатели для этих грузовиков. Шведский Volvo предупредил, что его производство может быть нарушено, потому что это до на неделе некоторые поставки сократятся. Автомобильные покупатели скоро увидят более высокие цены и меньший выбор. Некоторые автомобильные цвета будет труднее получить, поскольку завод красочных пигментов в Японии был поврежден и закрыл производство. В результате, Ford сообщил дилерам, чтобы те приостановили заказ моделей цвета "tuxedo black" пикапов F-150, внедорожников Expedition и Navigator. Он также отказался от некоторых оттенков красного. В качестве предосторожности, утверждает Ford. Chrysler сообщил дилерам, что временно ограничивает заказ автомобилей 10 цветами.
Некоторые дилеры расстроены, особенно тем, что популярные цвета, такие как черный, могут стать дефицитными.
"Достаточно трудно продать Navigator за $ 60.000 при нынешнем состоянии экономики", - говорит Форчун О'Нил, генеральный директор Park Cities Ford в Далласе. "Мы не хотим, чтобы нам пришлось говорить клиентам: «'Вы должны выбрать другой цвет»". Клиенты также сталкиваются с ростом цен на некоторые модели, такие как Toyota Prius, которые производятся только в Японии. Опасения сокращения поставок дают некоторым дилерам возможность заключать жесткие сделки с клиентами, которые хотят экономичный гибрид из-за повышения цен на бензин. Последние скидки от 5 до 10 процентов на эти машины исчезают.
Японские автопроизводители, которые закрыли большинство своих отечественных заводов, предупреждают, что некоторые из их зарубежных заводов также будут приостановлены в целях сохранения поставок. Toyota и Honda ожидают остановки североамериканских заводов. Honda заявляет, что производство может быть прервано после 1 апреля. Даже при том, что большинство их запчастей производится в регионе, несколько критически важных все еще прибывают из Японии.
По оценке Goldman Sachs о отключения обходятся японским автопроизводителям в 200 млн. долл. США в день, что составляет в целом $ 2,8 млрд. только за последние две недели. Каждая неделя продолжающихся отключений стоит $ 1,4 миллиарда. Для сравнения, Toyota сделала $ 2,3 млрд. за весь 2010 г., и ее внезапные отзывы акселераторов стоили $2 миллиарда. Стоимость повреждения от стихийного бедствия Японии может затмить этот отзыв, который считали самым большим кризисом Тойоты за всю историю. Многое зависит от того, сколько запасных компонентов есть в наличии у автопроизводителей - вероятно, что очень мало. Автопроизводители Японии возглавляют экономное производство, при котором запчасти поставляются на заводы в тот же день, в который они используются. Автопроизводители все еще получают запчастей, которые были погружены на суда недели назад, но эти поставки будут сокращаться.
После землетрясения, автомобильные компании начали длительный процесс выяснения, какие части рискуют закончиться. Это означает выяснить, откуда приходит каждая запчасть каждой запчасти.
"Каждый человек чуть-чуть давит на тормоза и бросает взгляд, чтобы увидеть, насколько они действуют", говорит Пол Ньютон, аналитик IHS Automotive. Компании закроют заводы, как только некоторые части будут на исходе, что может начать происходить в ближайшие четыре-шесть недель, говорит он. "Вы увидите, что это случается почти ежедневно".
IHS Automotive прогнозирует, что одна треть ежедневного мирового автомобильного производства будет сокращена из-за сбоев поставок. Это означает, что по всему миру не будет собрано около 5 миллионов автомобилей, из 72 миллионов автомобилей, чье производство запланировано в 2011 году.
Чтобы получить представление о цепочке поставок, представьте автомобильный радиоприемник. Он состоит из сотен частей со всего мира. На дисплее может придти от поставщиков в Японии, в то время как проводки и схемы происходят из Кореи. Пластиковые кнопки могут прийти от компании в Китае, а металлическая конструкция, которая скрепляет все это вместе, поставляется из Индии. Все эти части собираются вместе в разное время: проводка и электронные компоненты устанавливаются в металлический каркас. Тогда, эта часть поставляется другому поставщику, который ставит пластиковую панель и кнопки. Радио может проходить через трех или четырех поставщиков, прежде чем будет погружено на судно, где оно проведет недели в море направляясь к своей заключительной цели: сборочному заводу.
"Это не так прямолинейно, как сборка IPad 2", говорит Брайан Джонсон, автомобильный аналитик Barclays Capital.
Пример важности Японии в автомобильных деталях: ее поставщики делают многие из электронных компонентов, которые управляют музыкальными системами и датчиками, которые контролируют топливные уровни и подушки безопасности.
Хотя большинство японских производителей автомобильных деталей не расположено в областях, которые были затоплены цунами, повреждены землетрясением, затронуты отключениями электричества и воды, много заводов в регионе остались с тех пор парализованными.
Поставщики могут быть запущены вновь в апреле, но чтобы вернуть в первоначальное положению всю базу поставок, может понадобиться время до мая или июня.
Некоторые автопроизводители, тем временем, размышляют о перемещении операций для разрешения кризиса. Ниссан, например, думает о перемещении части своего производства двигателей из Японии в Теннесси.
Но эти изменения не будут легкими. Во-первых, скудные материальные запасы делают для автомобилестроителей трудным внезапно изменить источники поставок. И у заводов, которые делают автомобильную электронику, например, есть строгие требования техники безопасности и жесткие технические требования на основе высоких технологий, которые ограничивают гибкость компании, говорит Кристофер Рихтер, промышленный аналитик CLSA Asia Capital Markets. Поставщик для компьютерной микросхемы, которая открывает подушку безопасности, например, не может быстро переключиться. Но руководители автомобильной промышленности могут препятствовать тому, чтобы это стало полной катастрофой: Они могут перераспределить недостающие запчасти своим более популярным или выгодным транспортным средствам, сохраняя те конвейеры работающими, а останавливая менее выгодные.
Это - то, что как полагают многие, сделал GM, когда он решил закрыть завод в Шривпорте, потому что у дилеров есть вполне достаточный запас обоих грузовиков, собиравшихся там, больше чем на два месяца.
Ньютон говорит, что автомобильные компании будут делать все возможное, чтобы сохранить производство автомобилей, которых хотят люди.
|