Газета "Наш Мир" br>События в Ливии (вслед за событиями в Сербии, Ираке и
Афганистане и накануне событий в Сирии, Йемене и где-то еще) с нездешней
силой возобновили во всех думающих людях простое и неотложное
размышление: а что в мире есть вообще, кроме больших денег, нефтяных
интересов и борьбы за власть?
Считалось, что
глобализация предполагает диалог культур. Не знаю, право, как
подступиться к теме диалога культур под очередной гром авиаударов. Как
бы мы ни относились к Каддафи, а это, безусловно, и культурный феномен.
Красавец-офицер, окруженный телохранительницами-девственницами, туарег в
одеждах, расшитых бисером, раскидывающий свой шатер в Кремле... Это же
фильм, сказка, фэнтези! Наконец, неприятный состарившийся диктатор,
упрямо цепляющийся за власть - и за культуру в его собственном
понимании. За культуру коварной победы над врагом. Культуру
суверенности. Культуру личной власти. Культуру вождизма и "зеленых
книг". Да, там племенное устройство, но чем оно отличается от
корпоративных отношений в нефтянке? Да, внутри угнетение народа - но кто
без греха? Да, внутри счета в западных банках, но ведь это лишний раз
доказывает, что националиста в пестрых одеждах терпели, ненавидели,
поощряли, вели диалог...
И наконец современные конкистадоры,
улучив момент, высадились. И горе индейцам, инкам и ацтекам с их
примитивной культурой, включавшей, увы, людоедение: вас будут отучать
есть людей самым радикальным способом: вас убьют - и вы не сможете есть
людей. Мертвые не едят.
А главное - у вас заберут ваше золото.
Золото земли, на которой вы родились. Она нужнее тем, кто
"цивилизованнее" вас. Кто грабит, вооружившись Смитом, не только
Вессоном, но и Адамом. В его кармане - томик Сэлинджера, его маркитантка
- Венера Тициана. Он читал "Маугли", он видел "Солярис", он слушал
Перголези и Бритни Спирс. В этом прелестном диалоге культур веками
ничего не меняется: те, кто устанавливает блистательные стандарты,
сделают так, чтобы вы в них не вписались, а потом ограбят и железным
гребнем причешут вас не хуже "Севильского цирюльника".
СМИ же в
последнее время играют в таких "диалогах" все более зловещую роль. Они
рисуют картину, абсолютно далекую от реальности. Они ведут
информационную войну, то есть лгут. В интересах одной стороны, которая
по тем или иным причинам должна победить, для начала в общественном
мнении. На примере той же злосчастной Ливии мы видим, как выдуманные
бомбардировки Бенгази стали поводом к реальным бомбежкам и атакам с
воздуха. Причем силы опять неравны: да, у индейцев есть ружья, но старые
и немного. Но дело даже не в этом: Каддафи проиграл прежде всего в
информационной войне, он ничего не смог доказать мировому глобальному
сообществу, СМИ которого слаженно и лицемерно проповедуют борьбу с
диктатурой и защиту демократии.
В сущности, на наших глазах
происходит "восстановление исторической справедливости", как ее понимают
отцы западной цивилизации: ресурсы не должны принадлежать дикарям. Они
должны принадлежать цивилизованным людоедам, которые сумеют скрыть свое
людоедство, украсить его бисером не хуже бурнусов Каддафи: для этого у
них есть медиа.
Журналисты, пытавшиеся соблюдать кодекс чести,
оказались в меньшинстве. 99 процентов снимающих и пишущих толклись в
Египте на площади Тахрир, чтобы снять услужливо написанные по-английски
транспаранты. И только несколько журналистов отправились в опасное
путешествие по 18-миллионному Каиру, который в отличие от многотысячной
площади молчал, запирал двери и не хотел никаких революций, никаких
потрясений. Их репортажи - слово правды, но они были в исчезающем
меньшинстве. Эта правда никому не нужна. Почти никому.
Западный
мир, произведший на свет миллионы артефактов, шедевров литературы и
искусства, небесных путеводителей сознания и гуманистических катехизисов
жизнеустройства, ведет себя как последний разбойник. И если
мультикультурность ему мешает, он легко объявляет ее исчерпанной,
отбрасывает, как отщелкнутую скорлупу, и прагматически оглядывается, где
бы еще утолить жажду и голод, чем подкормить своих зверей - философов и
актеров, своих жрецов и песнопевцев, свой неисчислимый офисный
планктон, свои гигантские управляющие компании, своих алчных финансистов
и жадных производителей ненужных товаров и услуг, кои втюхиваются
человечеству путем изощренной моды, рекламы - и других способов
заставить безостановочно гнаться за призраками.
На всех
рассчитано не было! Так отвечает Запад мигрантам. Так отвечает Китаю,
смертельно его боясь. Не вижу оснований думать, что он приготовил
что-то, внушающее оптимизм для нас.
Ха, говорят мне, мужик, ты не
понял. У нас много ресурсов - так давайте же перестанем ходить
дикарями, целее будем. Мы внутри западной коалиции! Да? Почему же я сам
не хочу так думать? Почему во мне все так согласно с Западом, когда я
слушаю "Пасторальную" Бетховена, читаю Сэлинджера, смеюсь сквозь слезы
над Вуди Алленом, пью "Аберлор" и ем ризотто, но я искренне желаю Западу
подавиться, когда он с хрустом перемалывает инакоживущих вместе с
верблюдами и вербными воскресеньями? Сопротивляется что-то очень сильное
во мне, бессознательное, наверно; я, похоже, сам в той же мере Каддафи,
в какой страна моя - Ливия. В моей стране тоже есть повстанцы (правда,
пока сетевые), которые призывают на нашу голову очистительные,
гуманитарные и цивилизационные бомбардировки. Есть прагматики, которые
считают, что силе надо покориться, а суверенитет и невмешательство - все
это даже хуже, чем вышло из строя, как старый ржавый истребитель.
Это старомодно.
Это
морально устарело, говорит мне "цивилизованный мир", а я чувствую, что
лжет. Нагло, не снимая безукоризненного шелкового галстука, не прекращая
строить истребители пятого, шестого, восемнадцатого поколения. Лжет - а
аккомпанирует ему прекрасный хор тех, к кому я рад присоединиться: тех,
кто нашел в сети довольно редкий альбом Кертиса Мейфилда "There's No
Place Like America Today" - и рад. Тех, кто искренне хочет, чтобы Европа
простиралась до Берингова пролива. Тех, кто верит в диалог культур,
притом что сам сладкоголосый певец летит на крепких плечах пилота со
слоновьим шлангом из-под гермошлема.
Чтобы я поверил в
блистающий новомодный мир, я должен получить хоть какие-нибудь внятные
доказательства его благотворности, кроме трогательных единений трех
теноров, всепоглощающего "Фейсбука" и тошнотворного "Сербского фильма".
Ливия как-то не убеждает.
|