Газета "Наш Мир" br> Мы сотворили человека
из звучащей глины, облеченной в форму. (Коран 15:26)
Вот Мы сказали
ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис сказал:
«Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» (Коран 17:61)
Глиняная суть
человека
Человек, по жизни, как правило, находится в состоянии, похожем на сон. Изначально человек
создан наподобие глиняной куклы. Глиняной куклой был создан и Адам. «… потом Он придал
ему форму, вдохнул в него частицу Своего Духа и даровал вам слух, зрение и
сердце» (Коран 32: 9)
Эта частица, о которой ничего не знал Иблис, отказавшийся
поклониться Адаму как глиняной кукле, и сказавший:
«Я лучше него, потому
что Ты сделал меня из огня. А его из глины» (Коран 38:76)
Иблис ничего не знал о том, что внутри Адама есть вложенная
частица от Божественного Духа. Эта частица, как правило, в обычных людях
находится в скрытом состоянии. И проявляется она только косвенным образом – в
тех способностях, которые принадлежат не нам, а унаследованы из внешнего
пространства: способность к мышлению, язык и тому подобные вещи. Но мы их
получаем как бы даром. И при этом находимся как бы в состоянии сна, бездумного
автоматизма, которое религия – монотеизм – ставит перед собой задачу
прекратить, то есть вывести нас из этого бездумного состояния. Вывести человека из
состояния сна можно только путем встряски. В какой-то момент нужно остановить
эту рутину.
Адам дает вещам имена Создав Адама, Бог даровал ему уникальное качество - давать названия вещам. Другими словами, в этом эпизоде мы наблюдаем обогащение разума Адама философским инструментом.
И научил (Бог) Адама названиям всех вещей, потом Он предоставил ангелам возможность
ответить и сказал: «Скажите их названия, если вы правдивы».
(ангелы) ответили: «Хвала Тебе, нет у нас знаний,
кроме тех, которым Ты нас обучил. Поистине, Ты Знающий, Мудрый».
Сказал (Бог): « О, Адам! Сообщи же их названия».
После того, как он
назвал их, Он сказал: «Разве не говорил вам Я, что, поистине, Я знаю тайну
небес и земли? И Я знаю, что вы совершаете открыто, и то что вы скрываете». (Коран
15:26)
«Сказал Всевышний: О, Адам, извести ангелов о
сути имен…» (Коран 2:33)
В названии каждой вещи есть намек на ее духовный корень. И прародитель
человечества был способен постичь исток и корень каждого творения. В
соответствии с этим корнем он и давал имя. В этом и заключалась мудрость Адама
Известить о сути имен, дать им весть о значении и сути имен,
информировать их о том, что эти имена значат. Это, собственно говоря, и есть
философия - раскрытие сущности имен, раскрытие смыслов.
Мы видим, что функция первого посланника Адама по велению
Всевышнего обращаться к ангелам, потому
что арабский термин "анби'хум", означает «передай
весть, извести», это тот же корень, что "наби".
И в данном случае этим "наби"
Адам, по велению Всевышнего выступил по отношению к ангелам, говоря им об
именах, которым его научил Всевышний. Собственно говоря, это и есть философия - раскрытие сущности смыслов, сущности значений.
Подробнее о
философских способностях Адама.
Гейдар Джемаль, рассуждая на тему способностей Адама, провел параллели между монотеистическими
учениями: «Иблис – это первосвет, он и в христианской традиции первый из
созданий Божьих, Денница, которая выдает себя за своего Творца. Человек
является отражением этого архетипа на очень глубокой периферии. Но мессиански,
именно человек избран как точка сборки, потому что в Адама вложена крупица Божьего духа. Иблис об этом не знает и отказывается ему поклониться, а также
намеревается искушать Адама, то есть добиваться того, чтобы глина не
подчинилась этой точке оппозиции, чтоб она пошла путем стремления периферийной
твари соединяясь с архетипом. Не служить Творцу, а соединиться с верхней
моделью онтологии: это восхождение по лестнице миров и есть основа
метафизического интернационалистского пафоса». «Монотеистическое
откровение говорит нам, что добром и злом является не благо, которое сияет
объективно, а то, что Творец определяет для нас как добро и как зло. Так,
запрет на подход к дереву некоторые интерпретируют как запрет монотеистического Творца на следование путем посвящения, потому что дерево – та самая ось миров,
интеграция с которой дает возможность отождествления с Иблисом. Но Адаму было
запрещено становиться онтологически равным Великому Существу, и он вообще был
изгнан из этого пространства, где у него были шансы этой идентификации».
Что такое запретный плод райского дерева
Существует еще одно, альтернативное объяснение первого Божественного запрета: Мы
сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там
вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то
окажетесь одними из беззаконников». (Коран 2:35).
Возможно, что в этом эпизоде, в аллегорической форме, представлен запрет на совокупление Адама и Евы. Понятие прелюбодеяния в описываемый момент еще не использовалось, поэтому и использована столь непривычная форма предупреждения.
В пользу такого понимания коранического сюжета приведем похожий аят из Корана: "Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем". (Коран 17:32)
В обоих аятах использована одна и та же грамматическая форма - "ля такрабу", означающая "не приближаться".
А запретное дерево, о котором говорит Коран, можно сравнить с генеалогическим древом, плоды которого - дети Адама и Евы.
К кому был послан
Адам
Говоря: «Адам был первым человеком», — мы не должны забывать
о том, что он вместе с тем был назначен Пророком и Посланником. Однако, Пророк не может быть
послан в никуда. В чем смысл посылания Пророка, когда земля безлюдна и пуста? Мы
должны тогда согласиться с тем, что Адам был послан в некий эгрегор, хотя это
неверное слово. Оно запущено с легкой руки оккультистов как некая «общность», в
то время как буквальное значение этого греческого слова — «бодрствующий».
Так к кому обращен вопрос: «Разве не Я ваш Господь?»?
Этот вопрос обращен либо к существующему до Адама
человечеству, которому в ответ на - «Да,
ты наш Господь», посылается Адам, либо к некоему концептуальному проекту.
Две точки зрения на браки детей
Адама
Согласно кораническому и библейскому учению первыми людьми
были Адам и Ева, именно они являются прародителями всего человечества. Но в
связи с этим у многих людей возникает вопрос: «А каким образом были заключены
браки их детей? Женились ли сыновья Адама на своих сестрах? Или же в те времена
существовали иные женщины?»
Относительно данной темы среди мусульманских теологов
существуют две точки зрения, приверженцы каждой из которых приводят в качестве
доказательства правоты своих слов аяты Корана. Вкратце эти точки зрения
сводятся к следующему:
1.
Придерживающиеся первой точки зрения говорят, что в те времена Бог еще не
запретил заключение браков между родными братьями и сестрами. Так как для
продолжения рода человеческого дети Адама и Евы должны были вступить в брак, то
им было дозволено сделать это между собой, то есть братьям было разрешено
жениться на своих сестрах.
Приверженцы данной точки зрения приводят аят:
"...Решение
принимает только Бог. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него.
Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого..."
(Коран, "Юсуф", 40)
и говорят, что религиозные каноны принимает только Бог.
Поэтому что удивительного в том, что в ту эпоху на короткое время Он дозволил
близким родственникам заключать браки между собой, так как этого требовала
необходимость? Ведь если бы Бог не сделал этого, то род человеческий прекратил
бы свое существование на детях Адама и Евы.
А уже потом Всевышний отменил данный канон и навсегда
запретил браки между родными братьями и сестрами.
Доказательством своей правоты они считают аят:
«О люди! Бойтесь
вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару
ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих». (Коран,
«Женщины», 1)
Внешний смысл данного аята, говорят они, указывает на то,
что все человечество произошло только от Адама и Евы, ведь если бы кроме их
детей на земле существовали другие люди, то в аяте было бы сказано
«произошедших от них обоих и других людей».
2. Согласно
второй точке зрения дети Адама и Евы никогда не заключали браков друг с другом,
так как браки между близкими родственниками всегда считались непристойным
деянием, поэтому они всегда были под запретом. Это божественная традиция, а
божественная традиция неизменима.
Приверженцы этой точки зрения утверждают, что дети Адама и
Евы заключили браки с другими людьми, которые уже тогда жили на земле. Адам,
говорят они, был первым человеком своего рода. Но его род не был первым родом
людей, которые проживал на земле, еще до Адама на земле жили представители
других родов. Поэтому вполне возможно, что дети Адама заключили брак с детьми
людей, которые жили на земле до сотворения Адама и Евы.
В суре «Корова» Бог объявил ангелам, что установит на земле
наместника, на что ангелы сказали:
«...Неужели Ты
поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?...» (Коран,
"Корова", 30)
Слова ангелов указывают на то, что они знали, кто есть
человек, а знали они это по той причине, что до Адама на земле жили другие
люди».
Это были две точки зрения относительно браков детей Адама и
продолжения человеческого рода. Справка: Адам (ивр. אָדָם — Сын Земли или человек) и Ева (ивр.
חַוָּה, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Ветхом Завете и Коране - прародители человеческого рода сотворённые Богом. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги.
|