Газета "Наш Мир" br>Спасательные работы на электростанции «Фукусима-1», серьезно пострадавшей от землетрясения и цунами, обрушившихся на Японию 11 марта, продолжаются уже третью неделю. Все это время на объекте работают несколько сотен человек, которых мировые СМИ уже окрестили «ядерными самураями» и «камикадзе». Пресса подчеркивает, что эти люди осознанно подвергают свои жизни смертельному риску, так как считают, что спасение людей от радиации является их долгом.
Как сообщала накануне западная пресса, многие из тех, кто сейчас работает на «Фукусиме», являются добровольцами. Цунами и землетрясение отняло у них семьи, друзей и работу. Работа по ликвидации ЧП на АЭС, является для них жестом отчаяния. Им нечего терять.
Впрочем, среди ликвидаторов есть и такие, кто отправился спасать станцию по призванию. У них остались близкие и родные. Тем не менее долг для них превыше всего. Эти люди практически ни с кем не общаются, чтобы не сеять лишнюю панику. Получив смертельную дозу облучения, они знают, что уже скоро умрут. Речь идет даже не о годах, а о месяцах и неделях. Тем не менее ради выполнения долга, они, как настоящие самураи, готовы погибнуть.
Минувшей ночью американский телеканал Fox News показал сюжет, в котором его корреспонденту удалось пообщаться с матерью одного из ликвидаторов. По ее словам, сын и его коллеги-ликвидаторы спокойно относятся к тому, что скоро умрут.
Таким образом, даже несмотря на многочисленные заверения компании-оператора станции Tokyo Electric Power Company (TEPCO) о том, что ситуация под контролем, и врачи регулярно осматривают ликвидаторов, дозы облучения, которые они уже получили, для жизни смертельно опасны. Обычно нормой предельного годового облучения для ликвидаторов считается 100 миллизивертов. Сейчас же уровень радиации в воде, которой заливали на станции атомные реакторы, превышает 1 тысячу миллизивертов. По официальным данным, радиоактивные ожоги и повышенное облучение получил уже 21 человек.
Всего в ликвидации принимают участие примерно 700 человек. Все они постоянно находятся на территории АЭС, где отдыхают, едят и ночуют, разместившись на свинцовых матах, и накрывшись свинцовыми одеялами. В их ежедневный рацион входят галеты, консервы и рис быстрого приготовления. Рабочий день у спасателей длится с 10 утра до 17:00 вечера. Время пребывания в наиболее опасных зонах станции ограничено для них 15 минутами.
Тем временем пока ликвидаторы пытаются справиться охлаждением перегревшихся реакторов, радиоактивные материалы были обнаружены в грунтовых водах в районе АЭС. Предполагается, что они могли туда попасть вместе с дождевой водой. По данным TEPCO, радиоактивный йод-131 был обнаружен на глубине около 15 метров ниже одного из реакторов. Загрязнение подземных источников превысило допустимую норму в 10 тысяч раз.
Кроме того, постоянно повышается уровень радиоактивных элементов и в прибрежных водах. Накануне он превысил установленные пределы в 4,5 тысяч раз. Впрочем, власти страны заверяют общественность, что какую-либо угрозу для жизни людей зараженная вода и почва не представляют.
Отметим также, что применяемая до сих пор тактика заливания водой реакторов пока никаких плодов не принесла. Более того, она даже несколько ухудшила ситуацию. Дело в том, что для того чтобы сбить температуру внутри реакторов, их необходимо постоянно охлаждать потоками воды. Однако соприкоснувшись с реакторами, вода «заражается» радиацией. После этого она беспрепятственно проникает наружу, попадая на дно энергоблоков и в грунтовые воды побережья. В результате образуется мощный радиационный фон, который серьезно затрудняет работу ликвидаторов.
Напомним, в результате землетрясения 11 марта на «Фукусиме-1» отказали системы охлаждения, а затопившее станцию цунами вывело из строя генераторы, призванные обеспечивать аварийное электроснабжение. В результате на станции произошло несколько пожаров и взрывов, сопровождавшихся сильнейшими утечками радиации. Повреждения получили первые четыре из шести энергоблоков станции. В них - частично или полностью - произошло расплавление ядерного топлива.
31 марта власти страны приняли решение закрыть терпящую бедствие станцию.
|