Газета "Наш Мир" br> Одним из важнейших коранических приоритетов является
первоочередность качества состояния над количеством. Коран в своих строках
осуждает многочисленность, если ее обладателями становятся не знающие, не разумеющие,
не верующие и не благодарные:
«Но большинство из них не разумеют» (Коран. 29:63)
«Но большинство людей не знают» (Коран. 7:187)
«Но большинство людей не веруют» (Коран. 11:17)
«Но большинство людей не благодарят» (Коран. 2:243)
«Если ты станешь повиноваться тех, кто на земле, они собьют
тебя с пути Бога» (Коран. 6:116)
В то же время Коран прославляет тех уверовавших –
благодарных, которых мало по численности, говоря про них:
«Кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния.
Но таких мало» (Коран. 38:24)
«Но среди Моих рабов мало благодарных» (Коран. 34:13)
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на
земле» (Коран. 8:116)
Поэтому, многочисленность людей как таковая не важна, а
важно, чтоб эта многочисленность была искренне уверовавшая.
Многие приводят несколько хадисов, смысл которых контрадирует
с приведенными аятами, среди них, переданный Ан-Навави: «Приумножайтесь и
плодитесь, поистине я буду гордиться вами пред другими общинами». В действительности, умме необходимо иметь все в наибольшем
количестве и в наилучшем качестве, хотя порой мы и не понимаем, что стоит за
такими цифрами, как миллион, тысяча, и чего они реально стоят.
В прошлом арабский поэт времен джахилии , понимая важность
качества над количеством читал:
«Нас бранили за то, что нас мало.
В ответ же я говорил, что и благородства (на свете) также
мало.
Но нас не погубила наша малочисленность.
Хотя сотни презренных желали нас побить»
Коран повествует нам о том, как было побеждено войско
Голиафа, меньшинством войска Саула (Талута):
«Когда Талут (Саул) отправился в путь с войском, он сказал:
«Бог подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной.
А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто
зачерпнет лишь пригоршню воды». Напились из нее все, за исключением немногих из
них. Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через реку, они
сказали: «Сегодня мы не справимся с Голиафом и его войском». Но те, которые
твердо знали, что встретятся с Богом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов
победило многочисленные отряды по воле Бога!» Бог – с терпеливыми… Они разгромили их по воле Бога. Давид
убил Голиафа, и Бог даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чего
пожелал. Если бы Бог не сдерживал одних людей посредством других, то на земле наступил
бы хаос. Однако Бог милостив к мирам» (Коран. 2:249, 251)
Также Коран говорит о победе Пророка и его сподвижников в
битве у Бадра, когда они были в меньшинстве, а многобожники собрали
многочисленное войско:
«Бог уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были
слабы. Бойтесь же Бога, – быть может, вы будете благодарны» (Коран. 3:123)
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на
земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, укрепил вас
Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы могли были благодарными» (Коран.
8:26)
И даже в тот момент, когда, казалось бы, мусульмане
проигрывая в сражении, в день Хунайна, обольстившись своей многочисленностью и
пренебрегая божественной силой и мерой предосторожности, облекая себя на
поражение, почувствовали поддержку Бога, Который укрепил их, невидимым для них
войском ангелов. Всевышний говорит:
«Бог одарил вас победой во многих местах и в день Хунайна,
когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля
стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять. Потом Бог
ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых
вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие
неверующим!» (Коран. 9:25-26) Коран также говорит нам о том, что если человек будет полон
веры и преисполнен желанием, проявляя при этом терпение, он может преодолеть
вражескую силу десятикратно превышающего его, у которой такой вера и желанье
отсутствует.
«О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди
вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет
сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что те – люди неразумеющие»
(Коран. 8:65)
Этот аят описывает ситуацию, когда сила на стороне
мусульман, когда же мусульмане слабы, то при условии наличия твердой веры и решимости
терпеть, они будут в состоянии победить силу вдвойне превышающую их числом. На
это указывает следующий аят Корана:
«Теперь Бог облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы
слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же
их среди вас будет тысяча, то с позволения Бога они одолеют две тысячи.
Воистину, Бог – с терпеливыми» (Коран. 8:66)
Как видим, все зиждется на вере и желании, а не на количестве
и многочисленности.
Еще одним важным критерием, о котором говорит Коран,
является качество.
Под «качеством» в данном случае, понимается, все то, что
придает описываемой материи ценность, будь-то ее количество, размер, вес,
стоимость и тому подобное.
Сложно дать объективную оценку человеку, по его росту, силе
или красоте. Посредством этих свойств невозможно понять человека, узреть его
натуру, как таковую. Плоть, в конце концов, теряет свою сущность и форму. А что
же касается индивидуума, то он представляет собой совокупность разума и
качества сердца.
Всевышний, описывая в Коране лицемеров, говорит:
«Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя…» (Коран.
63:4)
Также, описывая народ Адитов, языком Пророка Худа, Бог
говорит:
«…и сделал вас еще более рослыми…» (Коран. 7:69)
Но эта сила и рост обольщает их самих и ведет к высокомерию.
Об этом говорит Коран:
«Что касается адитов, то они возгордились на земле безо
всякого на то права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?» Неужели они не
видели, что Бог, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши
знамения» (Коран. 41:15)
Или в другом аяте Коране:
«Мы не отпустим им никакого веса»
(Коран. 18:105)
Существует древняя арабская пословица: «Видишь парня ты
вблизи, но не знаешь, что внутри».
Это не означает, что Коран не учитывает степень силы и
здоровья, напротив, он уделяет этому должное внимание. Ведь похвалил Бог Талута
(Саула), словами:
«…и одарил его в знании и в здоровье…» (Коран. 2:247)
Таким же образом, наличие сильного тела и крепкого здоровья у
человека, не может быть мерилом высшего достоинства, как и не станет
объективным мерилом красивая внешность, стать или сила.
«Неужели ты не видел, как твой Господь поступил с адитами,
С народом Ирама, который был подобен колоннам, подобных
которому не было создано на земле?
С самудянами, которые рассекали скалы в лощине?
С Фараоном, владыкой кольев?
Они преступали границы дозволенного на земле и
распространяли на ней много нечестия.
Тогда твой Господь пролил на них бич мучений». (Коран 86: 11,12)
Кто же спасся? Кого Бог одарил Своей милостью?
«Преуспел же тот, кто чистоту блюдет, поминал имя своего
Господа и совершал молитву» (Коран 87:15)
|