Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Хитросплетения ливийской жизни
Газета "Наш Мир"
Вчера в комментариях прозвучал вопрос (уж пусть простят меня, не стану давать ссылку на вопрос и вопрошающего). Звучал он так. Почему так долго ливийская армия давит мятеж в западных городах - Эз-Завие, Мисурате. Почему одних повстанцев гоняют по пустыне, а других чуть ли не уговаривают разойтись.

На самом деле вопрос интересный. Каддафи аж ни разу не был гуманистом. Вынести приговор и исполнить врага - для него моральных терзаний не наблюдалось никогда. Разнести мятежников вдребезги и пополам - да какие вопросы. В лучшем виде. Ну, и армия в Ливии тоже не поражена пацифизмом и гуманистическими идеалами. Тем не менее - возятся, возятся... В чем дело?

Дело в строении ливийского общества. Это во-первых. Ливийцы - народ, который состоит из весьма пестрых этнических групп. Скажем, на том же Западе - в Мисурате, Завие - живут кхоалоагли - Сыновья Солдат в переводе. Так называют ливийцев, которые произошли от браков оттоманских солдат с ливийками. Есть пустынные и полупустынные берберские племена - причем иерархия там круче, чем в самой свирепой казарме, где есть деды, черпаки и молодые. Есть кочевые племена. Это элита. Причем и кочевники разноплеменные - среди них есть туареги, выходцы из берберских племен. Есть кочевники племен тебу, живущие в Фезане, на юге Ливии. У них своя иерархия между племенами и группами. Свои обычаи и свои способы определения родства.

Есть земледельцы - они рангом пониже. Оседлые горожане вообще рассматриваются как нечто вопиющее и нарушающее традиции. При этом горожане и сами живут в городах во многом вахтовым методом, перебираясь на сезон-другой обратно в пустыню. Создать некое линейное ранжирование практически невозможно. Есть мелкие и незнатные кочевые кланы, есть весьма солидные земледельцы. Между ними разобрать разницу еще сложнее. В городах живут выходцы из разных племен - и там тоже своя ранжировка. Есть осевшие в городах гастарбайтеры из других стран. Они теперь тоже ливийцы, но отношение к ним - ну как в Москве к понаехавшим.

В общем, несмотря на то, что населения Ливии - всего-то на пол-Москвы, разобраться в их сложнейшей иерархии очень непросто. Кроме того, как в любом традиционном обществе, есть обязательства, долги, обиды и знакомства. Это как на уровне племен, так и на личном уровне. Мохаммед знаком с Ибрагимом, а тот - родственник полковника из народной милиции. Советская система блата в весьма развитом виде.

Короче - все всех знают, одна большая деревня на территории в пол-Франции.

В таких условиях любой конфликт - никак не личное дело. В его разруливании участвует невообразимое количество народа. Есть свои традиции - как конфликт должен протекать, как он должен и в каких стадиях гаситься. Нарушить традиции - вызвать новый конфликт. Даже сам по себе конфликт должен возникать не на пустом месте, а после обязательных па, реверансов, битья посуды и порванной на груди рубахи. Все строго по этикету и процедуре - никаких вольностей.

В общем, что касается разборок внутри ливийцев - то их причины и способы их разрешения столь сложны, специфичны и туманны для внешнего наблюдателя, что на поверхности виден не сколько конфликт, сколько эдакий балет. Что, собственно, на западе и наблюдается. Народ по расписанию полчаса-час в день практически ритуально перестреливается (причем не дай бог, в кого попадешь), остальное время суток посвящает переговорам. Не удивлюсь, если мятежники и военные чинно ведут переговоры в каких-нибудь местных чайханах.

Конечно, не все так идиллично - есть и жертвы, и вполне серьезные проблемы и причины для мятежа, о них чуть ниже. Но в целом картина выглядит именно так. Ливийцы друг с другом воюют очень аккуратно, осторожно, понимая, что есть определенная черта, за которую заступать просто опасно.

А вот теперь во-вторых. Урбанизация Ливии в общем и целом практически так и не состоялась. В силу именно традиционного архаичного уклада жизни ливийцев. Город для основной массы ливийцев - это просто большие каменные шатры. Эдакий огромный бедуинский лагерь. Не более того.

Срыв урбанизации привел к тому, что за 40 лет социализма в Ливии по сути так и не построено индустриальное общество. Есть отдельные и весьма неслабые промышленные предприятия - естественно, нефтяного профиля в первую очередь. А все остальное - из сказок Тысячи и одной ночи. Такая весьма эклектичная смесь. При всем при этом коренной ливиец не торопится работать - то есть, он не проводит в праздности свою жизнь, но есть ряд занятий, которыми заниматься непрестижно. И индустриальная деятельность - в их числе. Вот такие они странные - гонять верблюдов по пустыне - престижно. Сидеть в офисе - западло.

Поэтому в Ливии огромное количество гастарбайтеров из соседних стран. Египтяне, тунисцы, южане. И понятное дело - часть из них оседает в Ливии. Они превращаются в класс мелкой городской буржуазии - держат лавки, кооперативы, занимаются извозом - ну, в общем, организуют городскую жизнь и хозяйство.

Однако Ливия - это какой-никакой, но социализм. Причем народный. Народные комитеты обладают в Ливии реальной властью. Они контролируют все. В том числе и бьют по рукам вороватых торговцев, жестко следят за порядком, проверяют уплату низких - но налогов. Привычный арабский бардак в Ливии хоть и присутствует, но по сравнению с дикой коррупцией и бедламом в том же Египте, Тунисе ситуация в Ливии совсем иная.

Здесь и возникает линия напряжения между городской мелкой буржуазией и властью. При этом и род занятий, и происхождение лавочников и торговцев не делают их уважаемыми людьми в глазах коренного населения. Опять же - и по этой линии даже на бытовом уровне есть почва для конфликта.

Наконец, восток Ливии - это Киренаика. А Киренаика - это Сенусийя. Орден, который имеет весьма серьезные заслуги перед ливийцами. Орден, который организовал отпор интервентам и колонизаторам в начале 20 века. Орден, который и сегодня имеет приверженцев практически у трети населения Ливии. И при этом Сенусийя - тот самый орден, который был отстранен от власти в результате революции Каддафи. Здесь - еще один разлом.

Киренаика - это часть Ливии. Вопрос о ее автономии или тем более отделении серьезно не ставился никогда. Но Киренаика - это совсем иная версия Ливии, чем Фезан и Триполитания. Поэтому мятежи там свирепее, отношения натянутее, а уж если в разборки вмешивается городская публика, да еще и гастарбайтеры - тут уж приличия побоку.

Тем не менее, внутренняя политика Каддафи и здесь была весьма аккуратной - и до нынешнего мятежа столь жесткое противостояние с реальными зверствами, убийствами и в целом беспределом происходит как бы не впервые.

Именно поэтому градус накала страстей на Западе и Востоке Ливии существенно отличается. Именно поэтому восточным мятежникам светит в случае провала мятежа очень печальное будущее - их зачистят очень жестко. В назидание. Здесь уже перестают работать сдерживающие мотивы - за пролитую кровь отвечать придется. А то, что первыми ее пролили мятежники, уже вопросов не вызывает.

Вот примерно такая картина. И скорее всего, мятеж будет гаситься по-разному. На западе - по-семейному, с расшаркиванием и взаимными признаниями в дружбе после окончания беспорядков, а вот на востоке будет очень серьезно разбирательство - и в первую очередь с зачинщиками. Скорее всего, орден сенуситов после мятежа будет прижат более жестко, местные пустынные племена поставлены в более тесные рамки. При этом, скорее всего, в целом в саму Киренаику Каддафи будет вбрасывать очень неслабые средства, чтобы противопоставить мятежным вождям большее расположение местного населения. Оно, естественно, любовью к Каддафи не пылает - но после подавления мятежа признает право сильного и как должное воспримет ужесточение политики к вождям. И вполне благосклонно воспримет некоторые послабления всем остальным.

Тем не менее, пока основная проблема - подавить мятеж. Судя по всему, градус противостояния на востоке уже очень высок. Там еще вмешивается и присутствие иностранных военных, так что когда дело дойдет до реальной резни, все будет очень страшно.

С другой стороны, мятежники знали, на что идут. Теперь это их проблемы.
Категория: Аналитика | Просмотров: 426 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://badnews.org.ru/news/khitrosti_livijskoj_zhizni/2011-04-04-7469, http://el-murid.livejournal.com/132069.html

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана