Газета "Наш Мир" br>Наш человек в Голливуде», один из успешных кассовых режиссеров современности Тимур Бекмамбетов постепенно становится такой же национальной гордостью, как скрипач Марат Бисенгалиев и легендарная певица Роза Багланова.
Пусть он курит «Мальборо», ездит на импортном авто, снимает кино в Штатах и России - все равно это наш человек. Кстати, в одном из своих многочисленных интервью режиссер Тимур Бекмамбетов сказал: «Мне не хочется быть ни голливудским, ни русским, ни казахским режиссером - не хочется прикрепляться к каким-то местам, хочется делать то, что будет интересно людям вне зависимости от национальности...».
ЛИТЕР-Неделя: Тимур Нуруахитович, вы всегда с особой теплотой вспоминаете о своей бабушке... Т.Б.: Меня воспитывала бабушка, потому что родители были серьезные, вечно занятые люди. Отец - главный энергетик Западного Казахстана, мать заведовала в газете отделом партийного строительства. Бабушке было 83 года, а она любила повторять: «Будешь большим человеком - будешь творить».
ЛИТЕР-Неделя: Вы поверили бабушке и выбрали художественный институт, который успешно закончили... Т.Б.: Просто муж моей старшей сестры - живописец. Рос в этой среде, она меня сама воспитала. Это был второй вуз, в котором я учился. До него я учился в Москве по настоянию отца, в МЭИ, из которого ушел.
ЛИТЕР-Неделя: Как же все-таки стали режиссером? Т.Б.: Окончил институт по специальности «художник театра и кино», отслужил в армии в Ашхабаде артиллеристом, поработал в театре «Ильхом», потом попали мы с друзьями на один смешной кинопроект студии «Узбекфильм» - даже не помню, как фильм назывался, и вдруг поняли, что режиссера там на самом деле нет. Что делать? Начали делать свое кино. Наша компания - Дима Юрков, Саша Войтинский, Сергей Трофимов - рискнули и сделали свое кино.
ЛИТЕР-Неделя: Вы начали с рекламных роликов прорываться в мир кино? Все вместе - одной командой? Т.Б.: Открылись первые банки, в одном был чей-то одноклассник, который сказал: «Можете нам рекламу снять?» А это 89-й год, вообще еще не было рекламных роликов... Но мы сделали ролик «Кредит-Москва», потом другой, третий, призы стали завоевывать. И почувствовали: вот кино, и оно получается, актеры ходят, все по-настоящему.
ЛИТЕР-Неделя: Вы пришли в большой кинематограф с фильмом «Пешаварский вальс». Фильм тяжелый, жестокий, про афганскую войну. Т.Б.: Согласен. Я вместе с другим товарищем, Геннадием Каюмовым, снял «Пешаварский вальс» в 1991 году. Это он подтянул меня: очень активный человек. Он в основном занимался поиском денег, нашел, и мы фильм сделали. В 94-м получили призы на «Кинотавре» и в Карловых Варах.
ЛИТЕР-Неделя: Тимур Нуруахитович, и все же как вас воспринимают в Голливуде? Т.Б.: Как особо опасного сумасшедшего талантливого азиата. Кстати, «Ночной дозор» для них - овердрайв, передозировка. Язык понятен, темп устраивает, а вот степень драматизма, серьезности совершенно непривычна. Хотя я убежден, что кино не делится на национальности, нет голливудского, российского, казахского кино. Есть просто кино.
ЛИТЕР-Неделя: С Роджером Корманом вы еще будете работать? Вы признались, что он человек жесткий, акула, может обмануть. Т.Б.: Есть такое. Пока в наших отношениях еще есть романтизм, баланс. Вот пусть и останемся при приятных впечатлениях. Хотя таких людей я, наверное, в жизни больше не встречу. У него удивительно детское отношение к кино - смесь эгоизма и наивности. Нас познакомил Сергей Ливнев, и Корман с железной логикой сразу после фурора, произведенного «Гладиатором», предложил мне снять «Гладиатрикс» - тоже про Древний Рим, но все в России и на крошечные деньги. Он всегда так работает - ищет новичков, которые чего-то еще хотят. Говорят, фильм в Америке прошел очень успешно.
ЛИТЕР-Неделя: Вы успешный режиссер. Не бедный. Может, уже стоит обосноваться в одном месте: Америка, Москва. Вы не устали от вояжей? Т.Б.: Однозначно нет. Я кочевник в душе, и мне очень нравится вести такой кочевой образ жизни: путешествовать, встречаться с людьми, работать. Да я и не жил в Америке - так, в командировках бывал. Правда, в длительных. И в Москве я в командировке. И в Алматы, и в Астане - в командировке. Одним, словом, кочевник. Ложусь поздно, встаю рано. Что поделаешь, гены.
ЛИТЕР-Неделя: Кстати, расскажите еще раз свою интересную историю о встрече со старым родственником, который вам рассказал о вашем роде и даже нарисовал генеалогическое дерево. Т.Б.: У меня довольно большая казахская часть семьи, а каждый казах обязан знать семь колен своих предков. Эту историю я уже рассказывал несколько раз. Повторюсь. Я случайно оказался в Атырау, бывшем Гурьеве, это моя малая родина. Так вот, я позвонил своему родственнику, и он приехал в аэропорт меня встречать. Мы долго сидели ночью, вели разговоры по душам. Он пил водку и рассказывал. Я, в лучшем случае, знал два предыдущих поколения, и то не полностью, а он, мой родственник, меня журил, что-то объяснял и потом начал рисовать. Нарисовал огромную родословную простыню со значками какими-то, велел мне все выучить наизусть, я сунул бумагу в карман и улетел в Москву. Прилетел в Москву. Через некоторое время пошел в библиотеку им. Ленина по поводу одного проекта с французами с Аральским морем. Мне нужно было собрать материалы по морю, по Каракалпакии, и неожиданно в одной книге ХIХ века издания я наткнулся на генеалогическое древо кайсак-кыргызов, каракалпаков... И там я обнаружил значок своего рода. Он как раз начинался с того места, на котором в книге все кончалось. А еще мой старый атырауский родственник озвучил главное правило, по которому жил мой род: «Жить нужно там, где трава зеленая».
ЛИТЕР-Неделя: Вы человек суеверный? Т.Б.: Я просто фаталист.
ЛИТЕР-Неделя: В чем смысл жизни, Тимур Нуруахитович? Т.Б.: В самой жизни!
ЛИТЕР-Неделя: Как вы проводите свой отпуск или свободное время? Т.Б.: Честно? Нет. От чего должен я отдыхать? От работы, которая мне приносит удовольствие? Я каждое утро встаю с ощущением, что чего-то не сделал. Один мой знакомый сказал, что с ним по утрам случаются истерики только от мысли, что Бек уже в студии и смонтировал 2/4 фильма.
ЛИТЕР-Неделя: Значит, вы планируете все время делать кино? Хотя вы признавались, что продюсирование вам нравится больше, чем режиссура? Т.Б.: Ну говорят же, что режиссеры после автогонщиков самая смертоубийственная профессия. Мы раньше всех по статистике умираем. Я жутко нервничаю по пустякам. И продюсер, и режиссер - соавторы, они создают один проект. Читая сценарий, понимаешь, твой он ли нет. Видишь картинку - значит, режиссер. Если хочешь быть причастным только к творческому процессу, то тогда ты становишься продюсером. Самое главное - большое желание увидеть этот фильм на экране.
ЛИТЕР-Неделя: Вы читали «Ночной дозор» до того, как вам предложили экранизацию? Т.Б.: Представьте такую ситуацию, что я не читал.
ЛИТЕР-Неделя: Тимур Нуруахитович, год назад вы открыли образовательный курс «Особенности создания сценария». Проводится он в течение 15 недель под супервайзингом специалистов кинодепартамента компании «Базелевс». Набор осуществляется на конкурсной основе. Теперь вы объявили в Казахстане конкурс на лучший сценарий. Понятно, что вы ищете талантливую молодежь. Вы любите общаться с молодыми? Т.Б.: Я легко общаюсь с молодыми людьми. Вдруг понимаешь, что ты отстал, но непонятно где. У них очень быстро все меняется, они яснее, проще и добрее нас. Все-таки двадцать лет свободы стали для них очень хорошим воспитанием. За двадцать лет независимости выросло другое поколение. Они цельные, с принципами, которых у нас нет. У нас было протестное воспитание, а у них все очень позитивно. Они знают, что им надо от жизни. Они очень целеустремленные и работоспособные. Нет у них никаких тараканов, страхов, постоянной боязни, что тебя подставят. Поколение будет просто гениальное, если сейчас его никак не сломают. Я очень на них надеюсь - все-таки хочется с кем-то посоревноваться.
|