В
реальной ситуации люди зачастую совершают совершенно иной выбор, нежели
в гипотетической. Морально-этические соображения, столкнувшись с
суровой правдой жизни, отходят на второй план, оставляя при этом,
правда, место для жалости. Отличным подтверждением этому служит
эксперимент психологов из Кембриджского университета (Великобритания), о
котором рассказывает сайт Science News.
Суть дилеммы, перед
которой английские исследователи ставили участников эксперимента, была
очень проста: разрешишь ударить другого человека током – получишь
деньги. Размер вознаграждения варьировался в зависимости от постепенно
возрастающей силы удара и начинался от одного фунта стерлингов. Потолок
при этом был установлен на уровне 20 фунтов.
Пока подобный выбор
оставался чисто умозрительным, 64% подопытных заявляли, что ни за какие
деньги не подвергнут ближнего электрошоку, даже самому слабому. Однако
во второй, практической, стадии эксперимента подавляющее большинство
изменило своё мнение. 96% раз за разом нажимали на кнопку «Yes», чтобы
получить уже не гипотетические, а вполне реальные деньги. Правда,
«палачи», видевшие содрогающуюся в конвульсиях руку «жертвы», не
доходили до конца и останавливались в среднем на 15,77 фунтах. А если им
показывали ещё и лицо – то на 11,55.
Томограммы показывали, что
при совершении выбора в мозгу испытуемых возбуждался специфический отдел
– островковая доля, отвечающая, по-видимому, за эмоции. Ориэл
Фельман-Холл (Oriel FeldmanHall), один из авторов исследования,
полагает, что это отражение непростого выбора между жаждой денег и
жалостью к «жертве».
«Результаты нашего эксперимента могут
оказаться для кого-то холодным душем, но о них стоит узнать, это
пригодится в жизни», – сказал учёный журналистам, добавив, что изучение
механизмов возникновения чувства жалости в нашем мозгу ещё только
начинается. Однако о том, что даже в условиях эксперимента человек
способен на многое, известно давно, достаточно вспомнить классические
«тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо (Philip George Zimbardo) и
эксперимент Стенли Мильграма (Stanley Milgram), известный также как
«тест Эйхмана».
Работа кембриджских учёных, представленная 4
апреля на ежегодной встрече Общества когнитивной неврологии (Cognitive
Neuroscience Society) в Сан-Франциско, США, напоминает эксперимент
трёхлетней давности, в котором нейрофизиологи из Бостонского
университета установили, что информация о чужих заработках стимулирует
людей работать лучше. Подопытные, получавшие за выполнение заданий
больше денег, чем их конкуренты, демонстрировали более высокую
активность в так называемом мозговом «центре удовольствия».