Газета "Наш Мир" br> Появление крупной трещины в корпусе авиалайнера, летящего на
десятикилометровой высоте, может закончиться для пассажиров весьма и
весьма плачевно. Однако душераздирающие картины крушения в воздухе,
которые рисует ваше кинонатренированное воображение, не всегда
соответствуют действительности.
1 апреля Boeing 737 американских авиалиний, вылетевший рейсом 812 из
Финикса в Сакраменто, сыграл адскую шутку с теми, кто волею случая
оказался внутри: в верхней части его алюминиевой оболочки вдруг
образовалось полутораметровое отверстие. К счастью, пилоты сумели
быстро снизиться и посадить лайнер, избежав жертв. Повезло? — Не то
слово!
Одна из главных опасностей, которая поджидает нас на большой высоте,
— острая нехватка кислорода. Причём это вызывает не только
физиологические, но и психологические проблемы. «Уже через три–четыре
секунды вы будет дышать как сумасшедший, забыв обо всём остальном», —
ободряюще поясняет терапевт Питер Вагнер из Калифорнийского университета
в Сан-Диего (США).
Сильный психологический стресс во время кислородного голодания может
привести к сердечным приступам, продолжает специалист. Впрочем, если
система автоматического выброса дыхательных масок сработала, и вы успели
ею воспользоваться... можно начинать беспокоиться о других
неприятностях.
Низкая температура (около –60 ˚С!) в сочетании с сильнейшим ветром
(800 км/ч!!) приводят к быстрому замерзанию кожи, глаз и других
открытых участков тела. Опасен и резкий перепад давления: за бортом его
уровень в два с половиной раза ниже, чем в салоне. Поэтому, когда
воздух с огромной скоростью врывается через трещину в корпусе, человек
может испытывать состояние, о котором хорошо известно аквалангистам.
Это декомпрессионная (кессонная) болезнь. Результат трагичен:
растворённые в крови и тканях газы начинают образовывать пузырьки,
разрушающие стенки клеток и сосудов.
По расчётам Джеффри Лэндиса из Исследовательского центра НАСА имени
Гленна, для того чтобы выровнять давление внутри и снаружи самолёта,
воздуху, поступающему через пробоину диаметром 30 см, необходимо около
полутора минут. Но есть ли они у вас? За это время те, кто сидит рядом с
дырой, могут быть попросту вынесены туда воздушным потоком. Впрочем,
есть ремень безопасности: вы не забыли застегнуть его? В этой ситуации
он — настоящее спасение.
Случаи разгерметизации имеют место в основном при полётах военных
самолётов в зоне боевых действий. В гражданские воздушные суда, к
счастью, ракеты и снаряды не попадают (не будем вспоминать некий
украинский случай), а технические неполадки довольно редки. Кроме того,
умелый пилот может успеть сбросить высоту, как это и произошло в
вышеописанном эпизоде...
Если же трещина появилась, но размером она не больше пулевого отверстия, просто заткните её журналом — и чувствуйте себя героем.
|