Газета "Наш Мир" br> Иран признает легитимными только те религиозные меньшинства, которые укоренены в истории страны
Русский Свято-Николаевский храм в Тегеране. Фото автора
Моя знакомая, заядлая путешественница, решила посетить Иран.
Купила путевку и звонит мне: «Мы будем в религиозном центре шиизма –
городе Куме. Можно ли там не снимать нательный крест?» Я сказала, что
можно, но лучше не выставлять христианский символ напоказ, так как вера –
«дело глубоко личное». А сама задумалась: не ввела ли я ее в
заблуждение? Ведь в Исламской Республике Иран (ИРИ) уже 32 года, в
результате победы Исламской революции в 1979 году, вера не является
сугубо личным делом, графа «религия» есть во всех официальных анкетах, а
в Конституции черным по белому написано, что она создана «на основе
исламских установлений». Статья 2 первой главы Конституции ИРИ
начинается такой фразой: «Исламская Республика – это система правления,
основанная на вере в единого Бога, в то, что Он устанавливает законы
шариата и что человек должен покоряться Его воле».
Про отношение к другим религиям в той же главе, но в статье 13
сказано следующее: «Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются
единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно
осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в
гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему
учению».
А в статье 14 говорится следующее: «Правительство Исламской
Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской
справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие
права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают
против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах».
Наследие Вавилона
Среди стран, оказавших влияние на сакральную историю человечества,
Иран занимает особое место. Это во многом обусловлено его географическим
положением, близостью к тем местам, где происходили древнейшие
библейские события – к междуречью Тигра и Евфрата. Некоторые считают
даже, что на территории современного Ирана находится то, что якобы
осталось от легендарной Вавилонской башни – величественные развалины
зиккурата Дурунтах в местечке Чога-Занбиль на юго-западе Ирана, которые
археологи датируют 1250 годом до н.э.
А неподалеку, в городе Шуш
(библейские Сузы), находится могила одного из самых почитаемых в
христианской традиции ветхозаветных пророков – Даниила. На
предполагаемой могиле пророка построена конусообразная мечеть, очень
похожая на старинную шатровую церковь. Таким образом, в Иране, как во времена
столпотворения, соседствуют различные народы и духовные традиции.
Древняя Персия также стала местом, где происходили библейские
события, связанные с именами Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса, и
ее родственника Мардохея. Их могилы бережно сохраняются небольшой
иудейской общиной иранского города Хамадан, в Ветхом Завете упомянутом
как Экбатаны.
Особая роль в Библии отведена основателю древней империи персов Киру
Великому. В Ветхом Завете (Исаия, 45, 1-4) он, не будучи иудеем, назван
«Помазанником Божьим» и «Его пастырем». Кир захватил неприступный
Вавилон, где уже 70 лет томились в плену иудеи, помог им вернуться в
Землю обетованную. А перед этим торжественно возвратил захваченные у них
Навуходоносором драгоценные сосуды из Иерусалимского храма и дал денег
на его восстановление. Объединив под своей властью огромное количество
земель от Средиземноморья до нынешнего Афганистана, Кир Великий с
уважением относился к религиям и традициям завоеванных народов. Потомки
Кира сделали религией своего государства зороастризм, оказавший
влияние на весь древний мир.
К моменту возникновения христианства в мире существовало две великие
империи – Римская и Парфянская на территории Ирана. И хотя отношение к
первым христианам со стороны зороастрийских властей Сасанидской державы в
III веке н.э. было подозрительным (их рассматривали как агентов влияния
Рима), число последователей Христа постоянно увеличивалось, и уже к
концу IV века Церковь Персии имела своего епископа в столице государства
– Ктесифоне. И все же противостояние с Западом, свойственное Ирану по
сей день, уже в те далекие века отразилось и на истории христианства в
этой стране – Церковь Персии не приняла Эфесский Собор 431 года, объявив
его Собором только Римской (Византийской) Церкви, в результате чего
персидские христиане в большинстве своем стали
несторианами-монофизитами. В настоящее время христианство несторианского
толка в Иране исповедуют в основном ассирийцы, диаспора которых
составляет 22 тыс. человек. Они имеют 59 храмов в городе Урмия и 9
храмов в Тегеране.
Самую большую по численности немусульманскую религиозную общину
составляют верующие Армянской Апостольской Церкви. Армян-григориан
примерно 150 тыс., и в их распоряжении 200 храмов, а также 50 армянских
школ и столько же культурных и спортивных центров. По Конституции,
армяне имеют двух депутатов в Меджлисе – иранском парламенте (ассирийцы,
зороастрийцы и иудеи по одному представителю).
Многообразен иранский католицизм, что обусловлено историей
христианства в этой стране. В XVI веке, когда часть несториан приняла
католицизм, была создана так называемая Халдейская Церковь. Ее отличием
от других Католических Церквей является использование в богослужении
ассирийского языка. Армянской Католической Церкви 400 лет. Она
образовалась при власти царской династии Сефевидов и сейчас насчитывает
примерно 12 тыс. последователей, столько же, сколько и ассирийская
католическая община. Приходы Римско-Католической Церкви были впервые
открыты в 1630 году, чтобы гости из Европы могли совершать свои
религиозные обряды. По данным официальной Организации культуры и
исламских связей, сейчас в ИРИ проживают 2500 иностранцев-католиков, в
распоряжении которых 9 католических храмов. В настоящее время все
католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом
из 13 священников.
При этом любой христианин может учиться в мусульманской школе, но
мусульмане ни в армянскую, ни в зороастрийскую школу приниматься не
должны, так как переход в другую религию из ислама законодательно
запрещен. По существу, такой переход приравнивается к государственной
измене и может служить основанием для вынесения смертного приговора.
Армянский собор в центре иранской столицы. |
Страдания евангелистов
В силу подозрений в прозелитской деятельности протестантским Церквам в
Иране исповедовать и распространять свое вероучение труднее, чем
религиозным общинам, имеющим в этой стране многовековую историю.
Персоязычные христианские сайты
сообщают о регулярных гонениях на иранских христиан-евангелистов.
Арестами, экспроприацией литературы, оргтехники и фильтрацией сайтов
иранские власти пытаются сдержать рост протестантских общин, который
происходит за счет обращенных из числа бывших мусульман. В последние
десятилетия в Иране наблюдается возросшая активность западных
миссионеров, в частности евангелической миссионерской организации
«Международное Антиохийское служение», штаб-квартира которой находится в
Калифорнии. Эта Церковь основана группой обращенных в христианство
мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США. Как утверждает
руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его
миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман,
прекрасно знающих традиции и ментальность своих соотечественников. по официальным данным
Центра диалога религий Организации культуры и исламских связей,
христиане всех конфессий, проживающие в Иране, составляют примерно 215
тыс. человек из 75-миллионного населения ИРИ (меньше половины процента).
В книге «Религии Ирана» (Тегеран, 2007) местного исследователя Захры
Рашидбеги приводятся данные о том, что Евангелистская Церковь ИРИ
составляет около 5 тыс. человек и представлена тремя ветвями –
армянской, ассирийской и персидской. В последней богослужения
совершаются на персидском языке. Все евангелические общины управляются
Единым Советом из 18 человек (по 6 от каждой общины) и имеют в своем
распоряжении в общей сложности 14 храмов.
В ИРИ существует также община пятидесятников (2000 человек, среди
которых 10 пасторов), в их распоряжении три храмовых здания. Число
последователей Англиканской Церкви, по этим же данным, не превышает 80
человек. На территории Ирана есть три храма Англиканской Церкви – в
городах Тегеран, Исфахан и Шираз.
Островок старой России
С иранской историей связаны два христианских торжества, особенно
важных для Русской Православной Церкви. Первое из них – праздник
Воздвижения Креста Господня. Эта реликвия, как гласит предание, в 326
году была найдена матерью императора Константина царицей Еленой под
обломками языческого храма, несколько столетий простоявшего на месте
казни Христа. В 614 году Иерусалим захватили войска Хосрова II и вывезли
Крест Господень в Персию. Крест удалось вернуть лишь спустя 14 лет,
после победы византийского императора Ираклия над Хосровом II.
«Император положил Крест Господень на свои плечи и понес его в
Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место. После
этого события с VII века до настоящего времени Православная Церковь
празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю»,
– сообщает православный образовательный портал.
Прошло тысячелетие, и в персидском плену оказалась другая
христианская святыня – Риза Господня. Она была вывезена из сокровищницы
собора Цветисховели во время грузинского похода шаха Аббаса Великого.
Узнав о восшествии на российский престол нового царя Михаила Романова,
практичный шах решил преподнести ему в дар этот трофей. В марте 1625
года в Москву прибыло шахское посольство с золотым ковчегом, в который
была помещена Риза Господня. «На Донской улице в Москве есть церковь
Ризоположения, а рядом с ней стоит большой белый камень, который
напоминает о том, что именно на этом самом месте и произошла в 1625 году
встреча москвичей с шахскими послами, доставившими святыню. Событие
положения Ризы имело место в марте, во время Великого поста, поэтому
празднование Ризоположения было перенесено на 10 (23) июля, в канун
венчания на царство Михаила Федоровича. Так с далеким Ираном связан один
из почитаемых праздников Русской Православной Церкви», – пишет в своей
книге «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597–2001)» игумен
Александр (Заркешев), настоятель русского Свято-Николаевского собора в
Тегеране.
до начала Первой мировой войны общее количество
русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время
действующих храмов три – Свято-Николаевский собор в Тегеране,
построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая
Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008
году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в
1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных
православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но
богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере – в поселке
российских специалистов, строящих АЭС, – действует часовня Казанской
иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.
Игумен
Александр (Заркешев) у армянского храма в Исфахане.
|
Тегеранская православная община немногочисленна – не наберется и 100
человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в
Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь
посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки,
болгары, грузины. Сюда приходят и русские жены иранцев, что вполне
естественно. Хотя официально все они приняли ислам – этого требует закон
страны.
Кстати, семь мечетей в иранской столице построены православным
архитектором – Николаем Марковым (1882–1957), могилу которого можно
увидеть на русском кладбище в Тегеране. По его проектам построен целый
ряд административных зданий в городе, включая Главпочтамт и Военное
министерство. Им же спроектированы зороастрийский храм в Тегеране,
ассирийская и армянская церкви и, наконец, православный
Свято-Николаевский собор.
«Интересно отметить, – пишет игумен Александр, – что Исламская
Республика Иран является единственной страной в мире, где до сих пор
действуют законы Российской империи. Объяснение этого поразительного
факта следующее. После победы Исламской революции в Иране судебное право
в стране было приведено в соответствие с нормами исламского
законодательства. Религиозные меньшинства: христиане, иудеи и
зороастрийцы – в области семейного права (вопросы бракосочетания,
развода, наследства, усыновления) – получили разрешение
руководствоваться своими религиозными предписаниями. Приходской совет
Свято-Николаевского собора «ничтоже сумняшеся», взяв полный свод законов
Российской империи, слово в слово перевел на фарси все, что касалось
семейного права, и представил получившийся документ в Министерство
юстиции Исламской Республики Иран».
|