Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Христиане под властью иранского шариата
Газета "Наш Мир"
Иран признает легитимными только те религиозные меньшинства, которые укоренены в истории страны

Русский Свято-Николаевский храм в Тегеране. Фото автора

Моя знакомая, заядлая путешественница, решила посетить Иран. Купила путевку и звонит мне: «Мы будем в религиозном центре шиизма – городе Куме. Можно ли там не снимать нательный крест?» Я сказала, что можно, но лучше не выставлять христианский символ напоказ, так как вера – «дело глубоко личное». А сама задумалась: не ввела ли я ее в заблуждение? Ведь в Исламской Республике Иран (ИРИ) уже 32 года, в результате победы Исламской революции в 1979 году, вера не является сугубо личным делом, графа «религия» есть во всех официальных анкетах, а в Конституции черным по белому написано, что она создана «на основе исламских установлений». Статья 2 первой главы Конституции ИРИ начинается такой фразой: «Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле».

Про отношение к другим религиям в той же главе, но в статье 13 сказано следующее:

«Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению».

А в статье 14 говорится следующее: «Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах».

Наследие Вавилона

Среди стран, оказавших влияние на сакральную историю человечества, Иран занимает особое место. Это во многом обусловлено его географическим положением, близостью к тем местам, где происходили древнейшие библейские события – к междуречью Тигра и Евфрата. Некоторые считают даже, что на территории современного Ирана находится то, что якобы осталось от легендарной Вавилонской башни – величественные развалины зиккурата Дурунтах в местечке Чога-Занбиль на юго-западе Ирана, которые археологи датируют 1250 годом до н.э.

А неподалеку, в городе Шуш (библейские Сузы), находится могила одного из самых почитаемых в христианской традиции ветхозаветных пророков – Даниила. На предполагаемой могиле пророка построена конусообразная мечеть, очень похожая на старинную шатровую церковь. Таким образом, в Иране, как во времена столпотворения, соседствуют различные народы и духовные традиции.

Древняя Персия также стала местом, где происходили библейские события, связанные с именами Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса, и ее родственника Мардохея. Их могилы бережно сохраняются небольшой иудейской общиной иранского города Хамадан, в Ветхом Завете упомянутом как Экбатаны.

Особая роль в Библии отведена основателю древней империи персов Киру Великому. В Ветхом Завете (Исаия, 45, 1-4) он, не будучи иудеем, назван «Помазанником Божьим» и «Его пастырем». Кир захватил неприступный Вавилон, где уже 70 лет томились в плену иудеи, помог им вернуться в Землю обетованную. А перед этим торжественно возвратил захваченные у них Навуходоносором драгоценные сосуды из Иерусалимского храма и дал денег на его восстановление. Объединив под своей властью огромное количество земель от Средиземноморья до нынешнего Афганистана, Кир Великий с уважением относился к религиям и традициям завоеванных народов. Потомки Кира сделали религией своего государства зороастризм, оказавший влияние на весь древний мир.

К моменту возникновения христианства в мире существовало две великие империи – Римская и Парфянская на территории Ирана. И хотя отношение к первым христианам со стороны зороастрийских властей Сасанидской державы в III веке н.э. было подозрительным (их рассматривали как агентов влияния Рима), число последователей Христа постоянно увеличивалось, и уже к концу IV века Церковь Персии имела своего епископа в столице государства – Ктесифоне. И все же противостояние с Западом, свойственное Ирану по сей день, уже в те далекие века отразилось и на истории христианства в этой стране – Церковь Персии не приняла Эфесский Собор 431 года, объявив его Собором только Римской (Византийской) Церкви, в результате чего персидские христиане в большинстве своем стали несторианами-монофизитами. В настоящее время христианство несторианского толка в Иране исповедуют в основном ассирийцы, диаспора которых составляет 22 тыс. человек. Они имеют 59 храмов в городе Урмия и 9 храмов в Тегеране.

Самую большую по численности немусульманскую религиозную общину составляют верующие Армянской Апостольской Церкви. Армян-григориан примерно 150 тыс., и в их распоряжении 200 храмов, а также 50 армянских школ и столько же культурных и спортивных центров. По Конституции, армяне имеют двух депутатов в Меджлисе – иранском парламенте (ассирийцы, зороастрийцы и иудеи по одному представителю).

Многообразен иранский католицизм, что обусловлено историей христианства в этой стране. В XVI веке, когда часть несториан приняла католицизм, была создана так называемая Халдейская Церковь. Ее отличием от других Католических Церквей является использование в богослужении ассирийского языка. Армянской Католической Церкви 400 лет. Она образовалась при власти царской династии Сефевидов и сейчас насчитывает примерно 12 тыс. последователей, столько же, сколько и ассирийская католическая община. Приходы Римско-Католической Церкви были впервые открыты в 1630 году, чтобы гости из Европы могли совершать свои религиозные обряды. По данным официальной Организации культуры и исламских связей, сейчас в ИРИ проживают 2500 иностранцев-католиков, в распоряжении которых 9 католических храмов. В настоящее время все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.

При этом любой христианин может учиться в мусульманской школе, но мусульмане ни в армянскую, ни в зороастрийскую школу приниматься не должны, так как переход в другую религию из ислама законодательно запрещен. По существу, такой переход приравнивается к государственной измене и может служить основанием для вынесения смертного приговора.


Армянский собор в центре иранской столицы.

Страдания евангелистов

В силу подозрений в прозелитской деятельности протестантским Церквам в Иране исповедовать и распространять свое вероучение труднее, чем религиозным общинам, имеющим в этой стране многовековую историю. Персоязычные христианские сайты сообщают о регулярных гонениях на иранских христиан-евангелистов. Арестами, экспроприацией литературы, оргтехники и фильтрацией сайтов иранские власти пытаются сдержать рост протестантских общин, который происходит за счет обращенных из числа бывших мусульман. В последние десятилетия в Иране наблюдается возросшая активность западных миссионеров, в частности евангелической миссионерской организации «Международное Антиохийское служение», штаб-квартира которой находится в Калифорнии. Эта Церковь основана группой обращенных в христианство мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США. Как утверждает руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман, прекрасно знающих традиции и ментальность своих соотечественников. по официальным данным Центра диалога религий Организации культуры и исламских связей, христиане всех конфессий, проживающие в Иране, составляют примерно 215 тыс. человек из 75-миллионного населения ИРИ (меньше половины процента).

В книге «Религии Ирана» (Тегеран, 2007) местного исследователя Захры Рашидбеги приводятся данные о том, что Евангелистская Церковь ИРИ составляет около 5 тыс. человек и представлена тремя ветвями – армянской, ассирийской и персидской. В последней богослужения совершаются на персидском языке. Все евангелические общины управляются Единым Советом из 18 человек (по 6 от каждой общины) и имеют в своем распоряжении в общей сложности 14 храмов.

В ИРИ существует также община пятидесятников (2000 человек, среди которых 10 пасторов), в их распоряжении три храмовых здания. Число последователей Англиканской Церкви, по этим же данным, не превышает 80 человек. На территории Ирана есть три храма Англиканской Церкви – в городах Тегеран, Исфахан и Шираз.

Островок старой России

С иранской историей связаны два христианских торжества, особенно важных для Русской Православной Церкви. Первое из них – праздник Воздвижения Креста Господня. Эта реликвия, как гласит предание, в 326 году была найдена матерью императора Константина царицей Еленой под обломками языческого храма, несколько столетий простоявшего на месте казни Христа. В 614 году Иерусалим захватили войска Хосрова II и вывезли Крест Господень в Персию. Крест удалось вернуть лишь спустя 14 лет, после победы византийского императора Ираклия над Хосровом II. «Император положил Крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место. После этого события с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю», – сообщает православный образовательный портал.

Прошло тысячелетие, и в персидском плену оказалась другая христианская святыня – Риза Господня. Она была вывезена из сокровищницы собора Цветисховели во время грузинского похода шаха Аббаса Великого. Узнав о восшествии на российский престол нового царя Михаила Романова, практичный шах решил преподнести ему в дар этот трофей. В марте 1625 года в Москву прибыло шахское посольство с золотым ковчегом, в который была помещена Риза Господня. «На Донской улице в Москве есть церковь Ризоположения, а рядом с ней стоит большой белый камень, который напоминает о том, что именно на этом самом месте и произошла в 1625 году встреча москвичей с шахскими послами, доставившими святыню. Событие положения Ризы имело место в марте, во время Великого поста, поэтому празднование Ризоположения было перенесено на 10 (23) июля, в канун венчания на царство Михаила Федоровича. Так с далеким Ираном связан один из почитаемых праздников Русской Православной Церкви», – пишет в своей книге «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597–2001)» игумен Александр (Заркешев), настоятель русского Свято-Николаевского собора в Тегеране.

до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время действующих храмов три – Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере – в поселке российских специалистов, строящих АЭС, – действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.


Игумен Александр (Заркешев) у армянского храма в Исфахане.

Тегеранская православная община немногочисленна – не наберется и 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Сюда приходят и русские жены иранцев, что вполне естественно. Хотя официально все они приняли ислам – этого требует закон страны.

Кстати, семь мечетей в иранской столице построены православным архитектором – Николаем Марковым (1882–1957), могилу которого можно увидеть на русском кладбище в Тегеране. По его проектам построен целый ряд административных зданий в городе, включая Главпочтамт и Военное министерство. Им же спроектированы зороастрийский храм в Тегеране, ассирийская и армянская церкви и, наконец, православный Свято-Николаевский собор.

«Интересно отметить, – пишет игумен Александр, – что Исламская Республика Иран является единственной страной в мире, где до сих пор действуют законы Российской империи. Объяснение этого поразительного факта следующее. После победы Исламской революции в Иране судебное право в стране было приведено в соответствие с нормами исламского законодательства. Религиозные меньшинства: христиане, иудеи и зороастрийцы – в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода, наследства, усыновления) – получили разрешение руководствоваться своими религиозными предписаниями. Приходской совет Свято-Николаевского собора «ничтоже сумняшеся», взяв полный свод законов Российской империи, слово в слово перевел на фарси все, что касалось семейного права, и представил получившийся документ в Министерство юстиции Исламской Республики Иран».



Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 564 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://НГ-Религии

Автор: Аида Сергеевна Соболева - член Международной федерации журналистов, ответственный секретарь журнала "Ирано-Славика"

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана