Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Закат политического ислама?
Газета "Наш Мир"

Не исключено, что под названием «Великая арабская революция 2011 года» войдут в будущие учебники истории события, начавшиеся в Тунисе и продолжившиеся в Египте, которые, что очень вероятно, перекинутся на Йемен, Алжир, Иорданию и другие арабские страны. Сейчас над арабским миром проносится этакий политический самум, который сопровождается бурями и грозами, высоко поднимает пыль и песок. И не все видно с достаточной ясностью. Но заметна одна важная тенденция – падение роли политического ислама.

Все началось не по шариату

Жасминовая революция в Тунисе началась с самосожжения молодого человека, который так выразил протест против своего отчаянного положения. Мужчина с высшим образованием не имел возможности работать по специальности и подрабатывал продажей овощей и фруктов. Полицейские реквизировали его тележку – из-за того, что у него не было лицензии на торговлю. После этого молодой тунисец облил себя бензином и чиркнул зажигалкой…

Акты самосожжения стали повторяться в странах со схожими социально-экономическими и социально-психологическими проблемами – в Египте, Алжире, Мавритании, Йемене, как бы обозначая те места, в которых после Туниса разгорится пожар народного восстания, переходящего в цветную революцию.

Конечно же, в эти акты самосожжения закладывался определенный символизм. И он точно был не исламский, не почерпнутый из мусульманской традиции. На наших глазах формируется новая традиция тунисцев, алжирцев, мавританцев, йеменцев. Ислам запрещает самоубийство, это одно из базовых положений Корана, которое эти люди не могли не знать. Мусульманин обязан знать, что самоубийца попадает в ад.

Mуфтий Саудовской Аравии Абд-аль-Азиз Ааль-аш-Шайх, 21 января с.г. заявил, что акты самосожжения противны исламу. Еще раньше, 18 января, представитель каирского университета и духовно-правового центра «Аль-Азхар» Мухаммед Рифа ат-Тантауи заявил, что «шариат категорически запрещает самоубийство независимо от его мотивов и не приемлет такое отделение души от тела, поводом для которого стало выражение стресса, гнева или протеста».

Показательно, что увещевания духовенства не повлияли на протестующих. Так, в Алжире, в котором вызревает революция по типу тунисской, через две недели после предупреждения о «нешариатском» способе выражения протеста 6 февраля была предпринята очередная попытка самосожжения.

Место встречи – мечеть

То, что события в Тунисе, Египте – социальный взрыв долго копившегося протеста против известных социально-экономических проблем, ни у кого не вызывает сомнения. В Египте взрыв народного негодования был использован проектировщиками и промоутерами цветной революции, которую быстро окрестили революцией пирамид. Цветная революция – это процедура перераспределения власти и собственности между разными группами элиты с использованием в качестве ударной силы, или пехоты, или даже пушечного мяса протестующей массы. Цель цветной революции – не какое-то иллюзорное «народное благо», а отстранение от власти той элитной группы, которая засиделась наверху, превратившись в геронтократию, и использовала свое пребывание у власти для личного обогащения, не допуская до власти и обогащения другие элитные группы или грубо ограничивая их рост. В случае Туниса – это клан бывшего президента Бен Али, который правил страной более 20 лет, в случае Египта – клан Хосни Мубарака, правивший 30 лет.

Нынешняя цветная революция в Египте – это уже третья попытка. Первая была в 2005 году, когда движение «Кифая!» («Хватит!») затеяло митинг на той же площади Ат-Тахрир против переизбрания президента Мубарака на новый срок. Тогда организаторам движения удалось собрать всего лишь менее тысячи человек. Вторая попытка произошла в 2008 году. Тогда тоже главным требованием было отстранение Мубарака от власти, но опять-таки отсутствовала массовая поддержка этого требования. В 2011 году ситуация сложилась удачно для оппозиции: резкий рост мировых цен на продовольствие снизил возможности режима субсидировать цены на хлеб и другие основные продукты питания самых обездоленных египтян. И организаторы цветной революции, уже наученные опытом прошлых двух попыток, подхватили этот массовый протестный порыв и направили его против клана Мубарака.

Технология цветной революции в Египте была адаптирована к местным условиям. При организации «Великого дня гнева» 28 января широко использовались социальные сети Twitter и Facebook: для мобилизации главной силы цветной революции – среднего класса, а также возможности традиционных СМИ, среди которых важное место занимала телекомпания «Аль-Джазира». Телевидение мобилизовало ту самую пехоту революции, у которой средств не было не то что на компьютер с выходом в Интернет, а на хлеб, но телевизор точно был. Людям рекомендовали сосредотачиваться в мечетях и после пятничной молитвы направляться на столичную площадь Ат-Тахрир, а в других городах – на самую близкую к мечети площадь. Инструкции были детальными: людям советовали, снимая обувь, нести ее в молитвенный зал с собой, чтобы не задержаться при разборе ботинок, которые обычно складываются на входе, и чтобы провокаторы из политической полиции не унесли обувь и не оставили участников протестов босыми, что затруднило бы их действия.

Ведь площадь Ат-Тахрир выложена острыми камнями, там сложно ходить босиком.

Очень важный пункт в этих инструкциях касался немусульман, в первую очередь коптов-христиан. Христианам было рекомендовано собираться ко времени пятничной молитвы у тех же мечетей, чтобы присоединиться к мусульманам, когда они станут выходить после богослужения, и всем вместе направляться в места проведения акций протеста.

Еще предстоит выяснить, какую роль в нынешней египетской революции сыграли христианские элитные группы, которые больше других задавливались кланом Мубарака. В середине января этого года, то есть непосредственно перед началом событий в Египте, бывший генсек ООН копт-христианин Бутрос Гали призвал египетское правительство остановить «процесс исламизации политики», который ведет к ухудшению положения христианского меньшинства в стране.

На роль лидера цветной революции был выбран тоже бывший международный чиновник высокого ранга – экс-глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи, «этнический» мусульманин, нейтрально относящийся как к исламу, так и христианству и поэтому не вызывающий отторжения ни у мусульман, ни у христиан, ни у нерелигиозных либералов и левых, которых в Египте не так мало. Те, кто полагает, что у Эль-Барадеи нет корней в Египте, отчасти правы. Но они забывают о том, что этот политик очень хорошо ориентируется в иранской опасности, которая является главной заботой элитных групп Египта и других арабских стран.

Технологии сработали: на площади Ат-Тахрир, которая стала главной площадкой цветной революции, собрались и мусульмане, и христиане, и либералы-западники, и левые, которые буквально в один голос требовали ухода Мубарака. Отсутствовали чисто религиозные лозунги типа «Ислам – вот решение!», с которыми раньше, бывало, выступали «Братья-мусульмане» в Египте и других странах. Не было там, само собой, и христианской символики.

Pоль радикального ислама

3 февраля президент Мубарак в интервью американской телекомпании ABC, обвинив в начавшихся акциях насилия на площади Ат-Тахрир «Братьев-мусульман», заявил буквально следующее: «Если я уйду в отставку, «Братья-мусульмане» захватят власть в Египте». Наверняка он то же самое говорил и президенту США Бараку Обаме, который провел с ним незадолго до этого получасовой разговор. Мубарак пугал американцев, но они не испугались – не в последнюю очередь потому, что трезво оценивали как имевшиеся на тот момент успехи цветной революции, в подготовке организаторов которой они, как показали опубликованные на тот момент сайтом WikiLeaks материалы, принимали участие, так и потенциал и интенции «Братьев-мусульман».

7 февраля президент США Барак Обама дал интервью телекомпании Fox, в котором намекнул, что его этим не испугать. Как бы отвечая Мубараку, он твердо сказал, что радикальные исламские организации не смогут захватить власть в Египте. И это потому, что оппозиционная группировка «Братья-мусульмане» не пользуется широкой поддержкой, а после народных волнений в стране пройдут «свободные и справедливые выборы». «Братья-мусульмане» хорошо организованы, и часть их идеологии имеет антиамериканскую направленность, но они не пользуются широкой поддержкой, – утверждал Барак Обама. – В Египте хватает людей, предпочитающих светский образ жизни, понимающих ценности гражданского общества. И они хотят участвовать в принятии решений».

Что касается самих «Братьев-мусульман», то эта политическая партия, созданная в 1928 году, запрещенная в 1954-м и существующая полуподпольно в условиях действующего в Египте начиная с 1981 года чрезвычайного положения, выработала то, что можно назвать политическим реализмом. «Братья-мусульмане» прекрасно понимают, что революция пирамид – праздник не на их улице и выйти с исламскими лозунгами (вроде «Ислам – вот решение!») и проектами будет означать не только столкновение со сторонниками Мубарака, но и с самой революцией, движущие силы, лозунги и цели которой не религиозные.

Египту предстоят трудные времена. Состоявшаяся отставка Мубарака не означает автоматического решения всех проблем страны, которые и вызвали социальный взрыв, перешедший в революцию. И эти застарелые и обострившиеся проблемы придется решать. Не факт, что удастся успешно это сделать. В настоящее время просматривается такая тактика «Братьев-мусульман»: участвовать в политическом процессе, не выдвигаясь на его авансцену, что предполагает участие и в очень вероятных парламентских выборах, и в вероятном конституционном собрании, а возможно и в переходном правительстве. Уже сейчас они заявляют, что не станут выдвигать своего кандидата на президентских выборах. А свои претензии на власть в стране «Братья-мусульмане» выдвинут на следующем историческом этапе – если потерпят фиаско политические, экономические и социальные реформы, которые неизбежно будет проводить в Египте нынешняя оппозиция.

Насколько прибыльна «духовность»

Еще одним подтверждением того, что революция в Египте не вдохновлена религиозными идеями и лозунгами, является то, что официальное духовенство в Египте, сосредоточенное в «Аль-Азхаре», заявив о неисламском характере акций самосожжения, взяло паузу на две недели. И только тогда, когда стало ясно, к чему идет дело, «Аль-Азхар» стал выступать сначала вполне в духе революции пирамид. Представитель университета Мухаммед Рифа ат-Тантауи в своем выступлении в пятницу 4 февраля поддержал египетскую оппозицию и потребовал немедленной отставки президента Мубарака. Он высказал мнение, что сторонники оппозиции должны оставаться на центральной площади египетской столицы вплоть до того момента, когда Мубарак покинет свой пост, – как если бы они это не собирались делать без рекомендаций ат-Тантауи. Ат-Тантауи выразил уверенность, что единственным выходом из того положения, в котором находится страна, является проведение свободных выборов, на которых граждане Египта смогут сами избрать свое руководство, и призвал египтян не верить «лживым обещаниям» египетского правительства, которое сформировал на тот момент Мубарак.

В этом проявился конформизм египетского официального духовенства, которое выжидало, как будет развиваться ситуация. И эти антирежимные заявления «Аль-Азхара» свидетельствуют о том, что они соответствующим образом оценили обстановку: Мубарак уйдет, и уже сейчас нужно подстраиваться под обслуживание новой власти, какой бы она ни была.

Нельзя исключать и того, что часть официального духовенства уже давно заинтересована в каком-то варианте цветной революции, которая бы убрала клан Мубарака и дала простор растущим элитным группам, среди которых та, которую можно назвать бизнес-духовенством. Это достойная отдельного разговора «бизнес-группа» в исламском духовенстве, которая зарабатывает на проповеди в СМИ (в основном на спутниковых телеканалах), издательской деятельности и в шоу-бизнесе.

Арабский Forbes в феврале 2008 года сообщил данные о чистой прибыли исламских проповедников за 2007 год. Египетский проповедник Умру Халед получил 2,5 млн. долл. прибыли за год, его соотечественник Умар Абд-аль-Кафи (сейчас проживает в Объединенных Арабских Эмиратах) – 373 тыс. долл. Это наиболее крупные фигуры «бизнес-группы», обогащающейся на ниве «духовности».

Другие формы этого бизнеса – торговля халяльными (разрешенными шариатом) продуктами, услуги в религиозно-ритуальной сфере, издание заказных фетв и т.п. Прозападный, проамериканский режим президента Мубарака был для них постоянной угрозой – из-за его светскости, ориентации на так необходимую Египту модернизацию, которая предполагает не рост, а сокращение общественных расходов на духовные нужды, особенно в условиях экономического кризиса. В свободных выборах, к которым призывают деятели из «Аль-Азхара», им видится надежда на то, что часть кресел в парламенте и правительстве достанется, хотя бы частично, «Братьям-мусульманам» или им союзным силам, которые не станут ограничивать чудовищно разросшийся в Египте класс духовенства.

В том политическом самуме, который накрыл арабские страны, разные политические силы, вовлеченные в события, как бы на ощупь стремятся найти правильный путь, который выведет их к процветанию и благу народов. Пока нужно отметить только одно: арабский мир удаляется от политического ислама, который еще недавно для многих казался живительным источником обновления.

Категория: Исламские новости | Просмотров: 765 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://religion.ng.ru/printed/251412

Автор: А. А. Игнатенко

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана