Газета "Наш Мир" br>Сфера ее применения гораздо шире, чем принято думать.... Янис Гринберг всю жизнь выращивает коноплю. И отец его выращивал, и дед. Агроном и владелец крестьянского хозяйства Adzelvieši уверен, что это исконно латвийская сельскохозяйственная культура. Причем наша северная, мелкая, конопля, гораздо нежнее на вкус, чем крупная южная. А конопляное масло, намазанное на хлеб и щедро посыпанное солью, по вкусу может сравниться разве что с черной икрой.
Среди отечественных производителей у Яниса сегодня практически нет конкурентов на рынке, но сильно поджимают итальянцы и китайцы, буквально завалившие Латвию своей продукцией. В то время как латыши вкус конопляного масла подзабыли, его пробовали лишь 1-2 из 100 покупателей в магазинах. Тем не менее перспективы для бизнеса есть.
Незнакомый продукт
Прежде всего следует различать коноплю пищевую и промышленную. Янис Гринберг выращивает пищевую - на 12 гектарах. Это только пятая часть его большого крестьянского хозяйства в 50 га в Буртниекском крае, основное внимание в котором уделяется злакам, огурцам, картофелю и прочим культурам. «Можно было бы, конечно, все засеять коноплей, ухаживать за ней несложно, - объясняет он. - Растение это неприхотливое. А куда потом ее девать? Латвийский потребитель мало знаком с этим продуктом, поэтому и рынок сбыта совсем маленький. Поначалу магазины вообще не хотели брать у меня конопляное масло, сейчас принимают на реализацию, но не очень охотно», передает ИА «Казах-Зерно».
В Латвии вся конопля выращивается только в открытом грунте, в закрытом запрещено, так как в тепличных условиях из нее может получиться наркотик. Но и на свежем воздухе эта неприхотливая травка отлично растет, выдавая Янису в год на гора 2-3 тонны готовой продукции - жареной измельченной конопли (1,30-1,80 лата за 100 г в магазинах). Небольшое количество семян он пускает на продажу тем, кто хочет также заняться конопляным хозяйством - по 4,50 лата за кило. На один гектар нужно от 5 до 25 кг семян. Вручную с гектара можно собрать 700 кг конопли. Рентабельность производства составляет 25-30%. При этом годовой оборот всего хозяйства Гринберга, в котором трудятся пять наемных работников, - 50 тыс. латов с прибылью в 15% (7,5 тысячи).
Сделать паузу
До сих пор основным конкурентом Гринберга было ООО Iecavnieks, которое производит также рапсовое и льняное масло. В хозяйстве полный производственный процесс - от выращивания сырья до его переработки и реализации. Еще в 2007 году только на коноплю здесь отводили 50 га. Потом сократили производство до 30 га, в прошлом году было уже 10 га, в этом году сеять коноплю не будут вообще.
«Мы выращивали пищевую коноплю, которая шла на производство масла, - объясняет руководитель проектов Iecavnieks Анита Висмане. - Сейчас хотим сделать паузу. Проблем с рынком сбыта у нас нет, хотя действительно латвийский потребитель не приучен к нашему продукту. Но наша проблема не в этом, а в больших затратах на уборку. Техника у нас старая, и мы ломаем свои комбайны, которые рассчитаны на уборку зерновых, а не конопли. Позволить же сейчас новую технику мы себе не можем (один комбайн стоит около 100 тыс. латов). Поэтому пусть коноплю выращивают те, кто собирается заниматься промышленным производством - им нужны стебли, а мы у них будет забирать плоды-орешки, которые им не нужны, и производить конопляное масло - все необходимое оборудование у нас имеется». Правда, Висмане пока не знает, подойдут ли промышленные сорта конопли для пищевого производства - санитарные нормы очень жесткие.
Передовой опыт
Что же касается индустриальных сортов, то в Латвии в прошлом году ими было засеяно 400 га. Этой весной размеры угодий должны достигнуть 1000 га латвийских земель. Представитель Латвийской торгово-промышленной палаты Гунтис Вилнитис заявил в прошлом году, что развитием продукции из конопли займется специально созданное для этого общество, в которое вошли представители Совета сотрудничества сельхозорганизаций, ассоциаций легкой промышленности и производителей стройматериалов.
В течение пяти лет Латвийская ассоциация промышленной конопли попытается создать систему выращивания, сбора конопли и изготовления продуктов из этой растительной культуры. Правда, пока все только в проектах, но интерес к продукту очевиден: в Лондоне сегодня за тонну соломки дают 200 евро. Из этого сырья можно делать теплоизоляционную вату и много других полезных вещей, даже денежные купюры. Краславская дума (а в Краславе коноплей занято 100 га) уже придумала нетрадиционный способ поддержать сельское хозяйство своего края - здесь решили утеплить коноплей, выращенной на территории волости, здание городской библиотеки. Причем свой предстоящий опыт краславцы хотели бы распространить и на соседние города. С этой целью они собираются проводить тестовые замеры, чтобы выяснить, насколько конопля способствует утеплению зданий.
ЕС дает деньги
В свою очередь, латвийские крестьяне, выращивающие коноплю, уже этой весной во время посевной смогут получить финансовую помощь от государства и ЕС. Согласно утвержденному правительством «Порядку предоставления прямой помощи сельскому хозяйству от государства и ЕС», начиная с этого года на поддержку смогут претендовать и они. При условии, что для выращивания конопли растениеводы используют сертифицированные семена, участвуют в мониторинге содержания тетрагидроканнабинола, которое не должно превышать в конечном продукте 0,2%. Более высокое содержание этого вещества в растении превращает его в наркотик.
Участие в таком мониторинге для крестьян, желающих получать деньги за площадь, на которой выращивается конопля, будет обязательным, и им придется платить ежегодный взнос, согласно прейскуранту Государственной службы охраны растений.
СПРАВКА
Латвия славилась своими поставками конопли на протяжении XVII-XIX веков. В 2009 году все пришлось начинать с чистого листа. Дело в том, что в стране долго не было латвийских сортов промышленной конопли. Лишь в 2009 году частный Латгальский центр сельскохозяйственных наук начал изучение сортов растения, пригодных для культивирования на ее территории.
|