Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
«На хрена им нас принимать, если мы и так всё исполняем?». Так и хочется спросить: а на хрена исполняем-то?
Второй день СМИ интенсивно комментируют трагедию в минском метро. Мы непременно обратимся к этой теме, когда схлынет шок и поверхностные эмоциональные суждения и реакции в рамках сенсационных заявлений. Это событие требует крайне глубокого и ответственного отношения.
В сегодняшнем комментарии я хотел бы вернуться к теме России и ВТО и вот почему. Несколько дней назад в «Колонке» уже вышел материал, отражающий позицию Центра относительно вступления в торговую организацию, которое на самом деле имеет давнюю историю. В 2006 г. Центр проблемного анализа, изучая экономическую политику страны, утрудился проанализировать таможенную политику и реальный уровень таможенных пошлин, как экспортных, так и импортных. Каково же было удивление экспертов, когда по исторической динамике стало очевидно, что со времен Грефа на посту минэкономразвития действует некое решение по снижению импортных таможенных пошлин. В то время уже шли достаточно интенсивные переговоры по вступлению России в ВТО. Почему-то в руководящих головах возникла странная мысль, что для того, чтобы продемонстрировать Западу решимость жить по законам всемирной торговой организации, нужно выполнить её требования, даже не став её членом, не получив никаких выгод или хотя бы не настояв на минимальных встречных обязательствах организации по отношению к России. Российский рынок был открыт для сбыта западной продукции едва ли не по первому требованию. Российский же экспорт в подавляющем объёме является (и являлся на тот момент) сырьевым. Запад вполне удовлетворён его поставками, диктует как объёмы поставок, так и цены на сырьё. Никаких проблем с Россией в этом отношении Запад не имеет, и в этом контексте проблема ВТО его не волнует. Да и Россию в контексте экспорта не занимают вопросы вступления куда бы то ни было: пока что главный покупатель полностью удовлетворен.
Что касается потоков западных товаров в Россию, то здесь протекционистские таможенные барьеры должны стоять на страже интересов национальной российской экономики, промышленности, сборочных производств. И тогда, когда полуживая Россия решала проблемы промышленности - авиационной, приборостроительной, машиностроительной, станкостроительной, энергетической, атомной – эти барьеры были необходимы для того, чтобы инвестировать в российское производство, модернизировать его, для того, чтобы подготовить к моменту открытия российских границ для равноправной и честной конкуренции. Опыт Китая и некоторых других стран показывал, что примерно семь лет необходимо для перестройки внутренней промышленности и подготовки её к свободной конкуренции. В России всё было сделано иначе.
Возможно, мысль о том, что России ещё до вступления необходимо выполнить требования ВТО, была вовсе не личным почином властей, а командой всё того же Запада. Тем не менее, решение было принято, и таможенные пошлины снижены до значений, меньших, чем требовались по протоколу ВТО. Сделав для себя это открытие, мы задали вопрос: а зачем Западу принимать Россию в ВТО, если она вот уже 10 лет выполняет все экономические требования в одностороннем порядке?
Тогда, в 2006-м нам стало понятно, что в ВТО Россия не войдёт. Будут вестись бесконечные переговоры, будут выдвигаться новые условия, будут находиться то Польша, то Грузия, которые будут заявлять всё новые возражения. И на этом пути каждый раз нам будут говорить, что уж в этом году Россия обязательно будет принята, что переговоры вот-вот завершатся… Эта игра будет продолжаться если не десятилетиями, то годами. Последний трюк заключается в том, что документы, презентующие российскую экономику, «оказались» недействительными по причине заключения Россией таможенного союза с сопредельными государствами.
Каково же сейчас удивление и уважение к позиции, озвученной Премьером страны на заседании правительства: «На хрена им нас принимать, если мы и так всё исполняем? <…> Рынок стоит денег, а мы отдаём его бесплатно». Более детальные пояснения Премьера вполне укладываются в рамки той картины, которую я обрисовал выше. Во-первых, подобное заявление, конечно, вызывает удовлетворение. Не прошло и 10 лет, как после предупреждений экспертов, как после расчётов научных обществ, демонстрирующих пагубность вступления России в ВТО, нелепость российской таможенной политики, Правительство среагировало. Правда, реакция довольно интересная. Постановления Правительства об изменении импортных таможенных пошлин не вышло и неясно готовится ли. Пока это было устное высказывание Премьера, возможно, что только на публику и на испуг Запада. Авось испугаются и примут в ВТО.
И все равно это оптимистический сигнал, говорящий о том, что стену игнорирования политиками российского экспертного сообщества, вероятно, можно пробить. С другой стороны, Путин официально заявил, что более 10 лет Россия отдавала за бесплатно стоящий денег рынок. Вопрос: какой ущерб понесла в связи с этим страна, и кто должен быть наказан из тех высокопоставленных руководителей, которые проводили соответствующую политику? Это, во многом, вопрос о способности системы госуправления к саморефлексии, к контролю исполнения её собственных политических установок, к ответственности министров, вице премьеров за успешность на порученных им участках. До сих пор ответы на эти вопросы были однозначны: что бы не делалось с подачи некоторых горе-руководителей, какие бы провалы они не допускали, как бы они не демонстрировали свою профнепригодность, реакция была одна. Эти чиновники перемещались по горизонтали власти или даже по вертикали – с повышением.
Этот тревожный анализ говорит о том, что система кадрового рекрутинга в российском государственном и политическом управлении, система требований и подбора кадров ниже критики. А ведь это безусловный фактор качества успешности государственного управления. Ситуация очень тревожна, однако на этом фоне, всё же стоит отдать должное фактически прецедентному шагу Премьер-министра в отношении ВТО. Хочется надеяться, что этот сигнал, возможно, открывает новый этап переосмысления тупиковых решений и политик.