Газета "Наш Мир" br>В ближайшее время будет осуществлен переход от морально устаревшего «Тополя» на современный комплекс сухопутных компонентов РВСН многоблочный РС-24 «Ярс». Морская компонента в свое распоряжение получает РСМ-54 «Синева», которые будут установлены на имеющихся на вооружении подводных лодках «Дельфин», а также на новых подводных крейсерах типа 955 «Борей» будут установлены РСМ-56 «Булава». За последние пару лет «Булава» получила настолько много отзывов, как положительных, так и негативных, что правительство было вынуждено принимать довольно жесткие политические решения, и есть огромная доля вероятности, что уже в скором времени проект будет окончательно доработан и передан в эксплуатацию.
Но если с «Булавой» все более или менее понятно, то вокруг дальнейшего пути развития российских МБР развернулась информационная полемика. Значительная часть экспертов продолжают утверждать, что на данном этапе необходимо создавать новые тяжелые комплексы на жидком топливе, которые в ближайшем будущем смогут полностью заменить морально устаревшие ракеты Р-36М2. Однако конструкторы из Московского института теплотехники, которые в свое время создали «Тополь», «Ярс» и «Булаву», утверждают, что необходимости в разработке таких систем нет, они слишком дороги, а шахтные пусковые, которые существуют, для них крайне уязвимы. Нет сомнений, что на протяжении обозримого будущего градус информационной полемики по указанному вопросу не снизится.
В плане защиты небесных рубежей одним из важнейших решений последнего времени видится организация единой и неразрывной воздушно-космической обороны, которая объединит средства ПВО, ПРО, системы предупреждения о возможном ракетном нападении и системы контроля над космическим пространством. Основным «бенефициаром» возможного перевооружения ВКО, вне всяких сомнений, станет зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф», который производится на базе концерна ПВО «Алмаз-Антей». В частности уже сейчас развернуто два полковых комплекса «Триумф», оба задействованы для обеспечения прикрытия промышленного района Москвы. Согласно последним заявлениям, в ближайшее время третий полк С-400 «Триумф» может поступить на боевое дежурство на Дальнем Востоке.
Комплекс С-400 «Триумф» имеет широкую линейку средств поражения, и в него интегрирован весь богатый опыт разработчиков НПО «Алмаз», которые в течение 90-х годов проводили совершенствование серии ЗРС С-300П и придавали ей совершенно новые функции, превратив ее в универсальное и могущественное средство воздушной защиты. По утверждению российских военных, С-400 «Триумф» может также решать боевые задачи нестратегической ПРО, осуществляя перехват целей, идущих со скоростью до 4800 м/с.
На сегодняшний день зенитно-ракетные подразделения ВВС России практически закончили консолидацию имеющихся войсковых частей ПВО. Стоит отметить, что последние находятся далеко не в лучшем состоянии, в особенности это относится к оставшимся частям, которые оснащены комплексом С-300В. Можно с уверенностью сказать, что «вэшка» является уходящей системой ПВО и в ближайшей перспективе, наравне с самыми морально устаревшими системами из ряда С-300П, будет замещаться современными ЗРС С-400. Военные предполагают, что «Триумф» станет единым комплексом ПВО для защиты страны.
Ближе к середине нового десятилетия запланирована и постановка на вооружение совершенно новой ЗРС С-500. На данный момент сказать про нее что-либо конкретное довольно сложно, однако несколько поверхностных моментов сформулировать возможно. Совершенно очевидно, что С-500 будет представлять собой передвижной комплекс ПВО/ПРО с использованием целой линейки ракет в боекомплекте для обеспечения работы по аэродинамическим и баллистическим целям. Согласно словам Владимира Поповкина, первого заместителя министра обороны, С-500 сможет обеспечить поражение воздушных гиперзвуковых целей, передвигающихся со скоростью до 7000 м/с. Кроме того, эксперты отмечают очень высокую вероятность придания новой системе возможностей осуществления заатмосферного перехвата и уничтожения боевых блоков, которые несут баллистические ракеты.
Российский авиапром, пожалуй, единственная структура, которая и в провальные 90-е годы продолжал оставаться на довольно высоком уровне. Несмотря на все проблемы, авиапром смог удержать свои высокие позиции на мировом рынке военной авиации. Будущая тяжелая платформа отечественного истребителя пятого поколения – фирмы «Сухой» Т-50 – уже в течение года проходит летные испытания. Сегодня рано говорить о дате принятия его на вооружение ВВС РФ, но ориентировочно называют 2017–2018 годы.
На протяжении времени до предварительно указанной даты ВВС РФ будут обновляться за счет проведения закупок модернизированной авиатехники, в том числе кардинально модернизированной. В первую очередь речь идет о заказе 48 истребителей Су-35С, которые поступят на вооружение трех авиаполков ВВС. Су-35С - это самолет поколения «4++», который будет выполнять функцию «подстраховщика» во время затянувшегося перехода ВВС на технику «5» поколения. Кроме того, воздушная машина обладает достаточно привлекательным экспортным потенциалом.
Ожидаются значительные изменения и в парке фронтовых бомбардировщиков, который также планируют значительно обновить. На смену Су-24 ожидается приход самолетов Су-34, пара которых уже принимала участие в боевых действиях во время пятидневной войны с Грузией. Данный самолет создан на базе значительно увеличенной учебно-боевой серии Су-27. Одной из особенностей Су-34 будет применение в его снаряжении высокоточного оружия, что позволит повысить возможности авиации при нанесении ударов по наземным целям в сложных метеоусловиях.
Значительные изменения ожидаются и в вертолетных подразделениях. Помимо нарастающего заказа на поставки модернизированных транспортных вертолетов Ми-8АМТШ, ВВС РФ заказывает крупные партии ударных вертолетов Ми-28Н. Данные вертолеты должны стать достойной заменой Ми-24 для непосредственной поддержки войск. Есть данные и о том, что запланированы поставки окруженного легендами ударного вертолета Ка-52, который за двадцать лет так и не потерял своей популярности как в экспортных контрактах, так и в российских частях.
Оснащение боевой техникой сухопутных войск выглядит, мягко говоря, не безоблачно, и эта ситуация в ближайшее время очевидно окончательного разрешения не получит. Это связано со многими причинами, среди которых и отказ от дальнейшей разработки танка Т-95, который многие эксперты называли очень перспективным. Танк прошел программу государственных испытаний в полном объеме, и отказ от его дальнейшего внедрения оставляет целый ряд непонятных и неприятных вопросов. Отказ от старта производства Т-95 и введение ограничений на закупку Т-90 может привести к постепенной деградации и без того довольно пострадавшего кадрового потенциала конструкторов и производителей, а также окажет отрицательное влияние на темпы привлечения средств, необходимых для проведения модернизации имеющихся производственных мощностей.
Совершенно непонятна ситуация и с линейкой производства колесной маневренной «брони» (БТР) для вооружения средних мотострелковых бригад. Российские предприятия предлагают изготовление БТР-82 и БТР-90. Однако от использования серии БТР-80/82 Министерство обороны публично открестилось. БТР-90 скомпонован аналогичным с БТР-80/82 способом, что опять же вынуждает сомневаться в его радужных перспективах.
Военное судостроение – пожалуй, одна из самых затратных и «длинных» отраслей военной промышленности. Учитывая накопившиеся за многие годы системные проблемы с оснащением армии в целом, трудно было рассчитывать на то, что российское руководство проявит повышенный интерес к постройке современного океанского флота. Судостроительная база еще с советских времен довольно ограничена в своих возможностях и расширенную программу построения нового могущественного флота просто не потянет, даже несмотря на возможное выделение значительных средств под реализацию программы переоснащения.
На вооружение подводного флота уже поступил стратегический атомный ракетоносец типа 955 «Борей» и в ближайшее время ожидается поступление многоцелевых подводных лодок типа 885 «Ясень». В конце 2011 года ожидается вхождение в состав флота головной лодки «Северодвинск». Первоначально флот заявлял об огромных сериях более чем в три десятка лодок, но теперь готов ограничиться более скромным заказом в шесть или семь кораблей. Очевидно, что флот нуждается и легких лодках-«охотниках». Однако пока о планах на изготовление такого корабля ничего неизвестно, и эту образовавшуюся нишу будут занимать остатки советского наследия: подлодки проектов 971 «Щука-Б» и 671РТМК «Щука».
Надводный флот предпочитают обновлять «снизу». На стапелях стоят новые фрегаты типа 22350 - «Адмирал Горшков» и корветы типа 20380 - «Стерегущий». Эти боевые корабли строятся по новой логике, которая подразумевает установку универсальных корабельных комплексов – пусковые установки вертикального расположения, способные применять целый ряд зенитных, противокорабельных и противолодочных ракет.
|