Газета "Наш Мир" br>Я служил два года в Бенгази старшим переводчиком авиабазы Бенина, у меня было звание старшего лейтенанта. Потом мне пришлось уехать в Триполи из-за расхождений с местной контрразведкой по ряду вопросов, там я и провел последний год.
Про ливийский быт По телевизору говорят, что там была безработица, несмотря на большие доходы от нефти… С поправкой на то, что я 20 лет назад там был, скажу так: не бывает проблемы с безработицей в стране, где гигантское количество гастарбайтеров. Сейчас все пишут про беженцев на границе с Тунисом: но бегут не ливийцы, бегут гастарбайтеры – тунисцы и египтяне. Ведь ливийцы – это такие люди, которые далеко не всякую работу будут выполнять. Проблема безработицы – это скорее проблема молодых людей, которым было не подняться по карьерной лестнице.
20 лет назад, в Ливии была блокада со стороны Америки и Европы. Считалось, что тяжелые времена. Хотя это интересная была блокада. К примеру, мы постоянно ели датское масло, датское сухое молоко, датский сыр «Счастливая корова» - в каждой лавке и государственных магазинах они продавались. Каким путем эти продукты туда попадали, не знаю. На самом деле, были какие-то проблемы с мясом – вот и все. Офицерские жены ждали «воскресного дня», чтобы поехать за покупками. Самыми радостными были моменты, когда они выезжали в крупные супермаркеты и покупали европейское белье, какого в СССР в то время точно не было. И стоило это копейки.
Товаров местного производства вообще было мало. Даже военная форма, в которой я ходил, была из Италии: кожаные туфли, светлая рубашка, брюки – гораздо удобнее и элегантнее, чем советская форма. Были еще американские военные куртки, зеленые такие. Откуда американская форма была, не знаю, но ею были забиты склады… Словом, ощущения, что там какая-то проголодь, не было. Бывали перебои с сигаретами – с «Мальборо», с «Ротманс». А местные сигареты достать можно было без проблем, причем они были гораздо лучше, чем советские, – с вирджинским табаком.
Про оппозицию
Бенгази – столица оппозиции. Так всегда было. В Ливии на предмет Бенгази и Триполи свой фольклор существует, как у нас на тему Москвы и Питера. Ведь почему я из Бенгази от местной контрразведки в Триполи сбежал? Ну, во-первых, там русских больше. Во-вторых, бенгазийские трипольским – не указ. Даже наоборот, они рады друг другу назло что-то сделать. И если у тебя с бенгазийскими властями возникают трения, то велика вероятность, что в Триполи к тебе будут хорошо относиться.
Когда мы только приехали в Бенгази, там началось восстание братьев-мусульман – две недели стрельбы по ночам. Конечно, не уличные бои, как сейчас, но какую-то часть восставших тогда взяли в плен и кого-то вроде даже казнили. На моих глазах порядка 40 человек с завязанными глазами, в длинных рубахах погрузили в самолет. Я лично не видел, но говорили, что самолет вернулся очень быстро и пустым. Видимо, в пустыне просто люки открыли… Потому что не было поблизости аэродромов, чтобы можно было за 20 минут сесть и вернуться.
О диктатуре Каддафи
В принципе, это удивительно, что в Ливии начались такие противостояния. Потому что в социальном смысле все было вполне стабильно. Если в Египте действительно сотни тысяч бездомных, то в Ливии никаких бездомных не было.
Поэтому предположить, что подобное произойдет, было трудно. К тому же в целом ливийцы побережья – достаточно светские люди. Конечно, там все мусульмане, есть мечети, все соблюдают пост в Рамадан, но помешательства на исламе никогда не было. Местные женщины носили в основном брюки, длинные юбки, кто-то в платочке, но в основном без. Кстати, там по закону женщинам запрещено выполнять какие-то тяжелые работы. Женщина может работать в офисе, быть учителем, врачом, даже летчиком военным, но рыть канаву не будет никогда.
Диктатура Каддафи проявлялась в смешных вещах: Там был, например, такой порядок: в ливийских аптеках продаются презервативы, но покупать их могут только иностранцы. Вот я мог купить, а своему они бы не продали – запрещено. Еще Ливия – страна с сухим законом. А мы там гнали самогон, варили пиво, делали вино – почти в открытую.
Конечно, Каддафи – диктатор, и страна действительно вся в колючей проволоке, но это мягкая диктатура. Там не было никогда массовых репрессий по сталинскому образцу. Почему тогда все началось? Людям, видимо, мало просто хорошо жить. Еще при нас были случаи, когда ливийские летчики сбегали в Италию. Железного занавеса советского образца, конечно, в Ливии не было, но просто так взять и слетать во Францию на отдых или еще зачем простому ливийцу было нельзя. Говорят, что и сейчас так. Просто одним людям можно ездить в Европу, а другим нет. А хотят все. Мне кажется, потому все и началось. Надоела эта закрытость, ощущение, что ты погряз, хотя и в сытом, но болоте.
Про повстанцев и армию
У армии повстанцев нет постоянного численного состава. То, что у них есть, вооруженными силами назвать можно только при большом желании. И все вооружены гранатометами, автоматами – легким стрелковым оружием. Они не могут воевать и не особенно хотят воевать. Основная масса народа просто смотрит. При том что оружие в руки взяли многие, большинство из него ни разу не выстрелило.
Со стороны Каддафи, конечно, более организованная армия. В Триполи мы, например, занимались обучением офицеров национальной гвардии Каддафи – это самое привилегированное сословие Ливии. Именно с этими офицерами удалось завести больше всего хороших знакомств – это были вполне современные и продвинутые люди. Кстати, поначалу там было масса раненых в конечности. Это значит, что армия сознательно стреляла только по ногам…
Сейчас оппозиция кричит о десятках тысяч убитых – это, на мой взгляд, вранье. Чтобы такое количество уничтожить, нужны серьезные бои, а их до недавнего времени вообще не было.
Вообще у ливийцев было трепетное отношение к человеческой жизни. При довольно безалаберном дорожном движении было мало ДТП со смертельными исходами. А если кого-то сбивали насмерть, это такой гнев вызывало!
Говорят, что в войсках Каддафи много наемников. Я никаких наемников двадцать лет назад не видел. Наемниками были мы. На наших документах местного министерства обороны была такая цитатка из «Зеленой книги» Каддафи: «труд любого наемника, как бы высоко он ни оплачивался, всегда остается лишь разновидностью труда раба». Это такое напоминание, чтоб место свое знали. За нас Советскому Союзу действительно платили солидные деньги. За аренду офицеров, так сказать. Каждый из нас получал только десятую часть от того, что платили за нас правительству, и мы это знали.
Что будет
Трудно прогнозы давать. Если без политкорректности, то поддержанная НАТО оппозиция – это просто сброд, в военном отношении ничего собой не представляющий. И если бы не натовские удары, Каддафи этих повстанцев за несколько дней перебил бы. Это все равно что колхоз какой-нибудь вооружить – ну они побезобразничают, побьют витрины, постреляют, а как только подойдут регулярные войска – им конец.
Мне кажется, без сухопутной операции НАТО у повстанцев вообще ничего не получится. Одними американскими и британскими диверсионно-штурмовыми группами, которые там сейчас шастают, ничего не сделать. Ведь это всего лишь глубинная разведка, 20 - 25 человек – скорее их перебьют, чем они чего-то добьются. А вообще я бы спросил у западных товарищей: вы хорошо понимаете, кому сейчас даете оружие и кого продвигаете на авансцену внутренней политики Ливии? Вы знаете, чего хотите добиться? Мне кажется, после Ирака и Афганистана этот вопрос особенно правомерен.
Все эти разговоры о борьбе с геноцидом Каддафи – просто бред. Вот рядом Судан, где президент порядка 300 тысяч человек уничтожил. Вот где геноцид! Где самолеты, где томагавки, чего не бомбим? Хоть какая-то логика должна быть!
Я не защищаю Каддафи – он и правда диктатор. Но на Востоке матрицы западной демократии либо не срабатывают, либо срабатывают не так, как европейцам представляется. Вспомним Ирак. Был Хусейн диктатором? Был. Было много трупов? Было. Но когда союзники вмешались, стало только хуже.
|