Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В последнее время в российском обществе активно обсуждается место и роль ВТО в мировой политике, и последствия вхождения в эту организацию Российской Федерации. В связи с этим представляется весьма актуальным проанализировать эту проблему.
Всемирная торговая организация (ВТО), (World Trade Organization (WTO) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
Созданная как временная организация, ГАТТ просуществовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят такие соглашения как: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT), Генеральное соглашение по торговле и услугам (GATS), TRIMS (Соглашение по инвестициям), соглашение по сельскому хозяйству, соглашения по субсидиям, соглашения по финансовому рынку и другие. Основной идеологией считается теория «свободной торговли».
В настоящее время ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений.
ВТО не входит в Организацию Объединенных Наций и не подчиняется законам ООН, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов.
Изучив деятельность ВТО, мы видим, что вопреки слогану «ВТО уничтожает бедность» («WTO eliminate the poverty») бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обещания перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Например, после вступления в ВТО упала доля в мировой торговле экономически самых слаборазвитых стран (по данным доклада организации ООН, UNCTAD Report 2002).
Развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку, заявляют ВТО наряду с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Однако идеология «свободных рынков» скрывает тот факт, что индустриализация в странах, считающихся сегодня развитыми и богатыми, проводилась по протекционистской модели, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвестициях и субсидиях.
Успехи индустриализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства. Напротив, азиатские страны, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, оказались в экономическом кризисе.
Право ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и банков) сферы своей экономики одну за другой. Государство, вступившее в ВТО, уже не может, как суверенное государство, просто изменять свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации. Изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки.
У ВТО есть свой суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные законы. Так ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в суд ВТО. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штрафам. Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписав их маркировку.
Для всех стран-участниц правила ВТО не равны. Так ВТО не позволяет странам периферии защищать свою промышленность таможенными пошлинами и субсидиями, но страны центра («семерка») продолжают выплачивать субсидии, например, в сельском хозяйстве. США также ввели квоты на сталь, чтобы защитить от иностранной конкуренции американские сталеплавильные концерны. Как видно из деятельности ВТО, она существует и функционирует не в интересах стран участниц и развития в них экономического благополучия, а в интересах транснациональных компаний, которые в основной своей массе принадлежат США и Великобритании, которые имеют свое нечестное преимущество из-за неограниченной эмиссии денежных средств.
Страна участница ВТО по факту передает контроль над всеми своими активами тем, кто имеет больше всего денежных средств – де-юре Транснациональным компаниям, де-факто США и Великобритании. Таким образом, ВТО существует в интересах государств, по факту управляющих этой организацией. Уже сегодня видно, что конечной целью англосаксонской версии разделения труда, через ВТО в мировом масштабе является ни много ни мало – это контроль над всей экономикой планеты. Хотелось бы думать, что правящая элита России осознает все последствия вхождения государства в эту организацию, в которую делает попытки вхождения с 90х годов.
По заявлению председателя правительства РФ Владимира Путина, Москва рассчитывает вступить в ВТО до конца 2011 года. Выступая в Вашингтоне в ходе весенней сессии 2011 Всемирного банка и МВФ, А. Кудрин подтвердил приверженность Москвы курсу на либерализацию экономики. Он также отметил, что вступление в ВТО ускорит рост российской экономики и приток в нее инвестиций. Однако, мнение правительства о том, что либерализация экономики ускорит её развитие, не подтверждается исследованиями самой деятельности ВТО и целями, которая она преследует.
В связи с этим вхождение в ВТО вызвало большой протест среди множества ученых, писателей, экономистов и политиков. Создан народный Меморандум Движения: «Стоп ВТО!» Представляется, если смотреть объективно, то вступление в ВТО не сулит ни чего положительного.
Так на переговорах по ВТО от России сразу же потребовали, чтобы тарифы на электричество и другие энергоресурсы в нашей холодной стране приблизились к мировым. Это означает, при всех равных условиях, полную неконкурентоспособность российской промышленности. Так вполне аргументировано представляется, что после вступления в ВТО и к нам повезут не технологии, а товары. Нам сегодня нечем торговать с ВТО. Нефть, газ и лес мы продадим и так. Рост цен на электричество скажется и на социальной сфере, повысив уровень «прожиточного минимума», что гарантированно приведет к ухудшению благосостояния народа России, и увеличит доходность контролируемых малым количеством людей жизненно важных ресурсов, ожидаемый результат – социальная дестабилизация.
Сторонники вступления в ВТО утверждают, что Россия сможет честно конкурировать с развитыми странами, однако кто победит в этой «честной конкуренции» нашего крестьянина и рабочего в тулупе, с их крестьянином и рабочим в шортах?! Низкую конкурентоспособность отечественной продукции демонстрирует даже «народное достояние» «Газпром», который не смог закрепиться на рынке сланцевого газа в США при свободной конкуренции, так как цена производимого компанией газа с учетом всех издержек была выше рыночной почти в два раза.
По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, всего около 10% российских предприятий готовы работать по нормам и правилам ВТО. Согласно «аналитической записке» даже сторонников присоединения России к ВТО (Высшая школа экономики и МЭРТ) 20 регионов не смогут конкурировать с импортом после вступления России в ВТО. Сейчас России поют те же сладкие песни, что пели Украине.
Украина вступила в ВТО в 2007 году, и теперь житница Европы постепенно наращивает закупки того, что всегда производила сама. За пять лет импорт овощей на Украину вырос в 4 раза. Как заявила в ходе круглого стола член фракции НУ-НС Ксения Ляпина украинский бизнес не почувствовал преимуществ от членства Украины во Всемирной организации торговли. Вполне обоснованно и следующее утверждение, что в Российской Федерации нет того, чем располагают наши соперники в ВТО. Нет сильной национальной банковской системы, способной давать большие кредиты надолго и под низкие проценты. Нет какой-либо промышленной политики. Нет полноценной Национальной инновационной системы. Нет реальной борьбы с всеразрушающей коррупцией. Необходимо развеять миф, связанный с этой темой.
Сторонники вступления в ВТО утверждают, что в случае чего Российский ядерный щит защитит нас от деструктивных последствий. На самом деле он не поможет. Поскольку, потеряв экономический суверенитет, Россия не будет обладать полным политическим суверенитетом, а значит управление нашим «ядерным зонтиком» может так же перейти в другие руки либо крайне сократиться. Ядерный жит работает лишь в паре с полным политическим и экономическим суверенитетом страны.
Подводя итоги рассуждениям по этим проблемам, мы приходим к выводу о том, что:
• ВТО это международная политико-экономическая организация, основная задача которой: оставить самыми богатыми и развитыми тех, кто успел это сделать до начала 90-х, и тех, кто воспользовался развалом Советского Союза. А всех остальных - оставить нищими и неразвитыми.
• Нет оснований полагать, что вступление в ВТО скажется положительно на социально-экономическом благополучии страны.
• Вступив в ВТО, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено.
• На наш взгляд России неприемлемо вступать в ВТО, нам необходима своя собственная мощная, единая система принятия экономических и политических решений.