Газета "Наш Мир" br>Война в Ливии, первый шаг к глобальному вооруженному конфликту
То, что сегодня происходит в Северной Африке и конкретно в Ливии, многие эксперты называют только началом перед серией крупномасштабных столкновений, которые в ближайшее время произойдут по всему миру. Операция войск западной коалиции по физическому устранению Муаммара Каддафи от власти может привести к изменению геополитических контуров мира уже до конца текущего десятилетия. В частности, Чарльз Неннер, американский аналитик, во время своего выступления 9 марта на телеканале Fox Business предсказал скорый финансовый обвал на экономическом рынке США. По его мнению, это произойдёт в результате крупного военного противостояния, которое потрясёт мир ближе к концу 2012 года. Его начало приведёт к тому, что основной американский рыночный индекс «Доу-Джонс» снизится до уровня 5.000 пунктов, сегодня он составляет 12.220 пунктов.
Неннер, который ранее работал в Goldman Sachs, одном из величайших банков мира, теперь возглавляет личный исследовательский центр. Основная специализация центра – прогнозирование рыночных трендов с привлечением современных компьютерных программ. Наибольшего признания в финансовом мире Чарльз Неннер добился благодаря правильному прогнозу о крахе фондового и жилищного рынка, сделанному за два года до банкротства банка Lehman Brothers в Нью-Йорке, что, по сути, стало отправной точкой к дальнейшему развитию мирового финансового кризиса в 2008 году.
Учитывая современную ситуацию, аналитик советует своим многочисленным клиентам продавать имеющиеся на руках акции и уходить с финансового рынка ценных бумаг. Согласно его прогнозу, масштабная война начнется в тот момент, когда индекс «Доу-Джонс» поднимется выше 13.000 пунктов. Эдвард Люттвак, американский политолог, который не так давно побывал в Москве, заявил следующее: «Большая политика возвращается. Но теперь ее главными героями являются не Россия и США, а Китай и США. С развитием конфликта между США и Китаем для обеих сторон будет важным обзавестись как можно большим количеством союзников. С момента падения СССР в мире наблюдалось некоторое затишье в международной политике. С учетом быстрых темпов экономического роста и Китая и крайнего недовольства данным фактом в США можно с уверенностью сказать, что мир находится на пороге новых и значительных перемен. Для большинства жителей Северной Америки и Европы, привыкших к мирной жизни, возможно, эти прогнозы покажутся чрезмерным сгущением красок. Несмотря на это, существует ряд очевидных факторов, которые делают новую военную полосу в современной истории человечества вполне вероятной, включая и финансовое положение США».
Ни для кого не секрет, что государственный долг США достиг максимума за всю историю существования страны и составляет 14,3 трлн. долларов. В пересчете на количество населения получается, что каждый американец образно должен около 46.000 долларов. В качестве сравнения можно вспомнить, что в преддверии мирового экономического кризиса 18 сентября 2008 года долг составлял 9,7 трлн. долларов, исходя из этого, американское правительство заняло 4,2 трлн. долларов. В 2010 году Конгресс США установил допустимый размер долга – 14,29 триллиона. Тимоти Гайтнер, министр финансов США, уже несколько месяцев требует скорейшего увеличении этого порога и высказывает предупреждение, что в противном случае экономику государства ждут катастрофические последствия. «Никогда ещё в истории государства конгресс США не отказывался от повышения потолка государственного долга, когда возникала такая крайняя необходимость», – обращался он к конгрессменам. «Даже ограниченный или кратковременный дефолт, – указывает Гайтнер, – приведёт к страшным катастрофическим последствиям на экономическом рынке, которые будут ощущаться на протяжении всего десятилетия».
Основными причинами роста госдолга США являются затраты средств на предотвращение падения банковской системы государства, меры по экономическому поддержанию и стимулированию социальной стабильности, войны в Ираке и Афганистане, а теперь еще и в Ливии. Теоретически можно предположить, что в ближайшее время может возникнуть ситуация, когда администрация президента Обамы объявит о введении моратория на выплату процентов по своим долговым обязательствам, хотя до этого времени власти США к такому шагу не прибегали.
Одним из планов спасения экономики США является постепенное снижение официального курса доллара, с целью облегчить обслуживание создавшегося 14-триллионного долга. В связи с этим наиболее предусмотрительные зарубежные инвесторы без лишнего шума уже постепенно выводят деньги с долларовых позиций. Именно этим в значительной степени можно объяснить рост цен на нефть, золото и серебро. Согласно некоторым оценкам, если в ближайшее время цены на нефть станут выше 120 долларов за баррель, это приведет к новому застою в экономике США. Это же ожидает и страны Евросоюза. Правда, цены на нефть пока не достигли наибольшей критической отметки.
В случае дальнейшего обострения ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке нефтяной рынок неминуемо будет лихорадить. Прогнозы развития обстановки в арабском мире не утешительны для мировых стран-импортёров.
Масштабные народные протесты, в организации которых очевидно не обошлось без направляющей руки и помощи некоторых спецслужб, уже привели к свержению правящих режимов в Тунисе и несколько ранее в Египте. В Ливии идёт настоящая гражданская война, в которую активно вмешивается западная коалиция, бесчинства продолжаются в Бахрейне, Сирии и Йемене. Боевые действия в Ливии стали причиной прекращения поставок энергоресурсов в страны Евросоюза.
В наиболее тяжёлом положении оказалась Италия, которая традиционно в своей энергетической стратегии ориентировалась на Ливию. Итальянская нефтедобывающая компания Eni уже 50 лет работает на территории североафриканского государства, добывая до 280 тысяч баррелей нефти в день, то есть 14 млн. тонн в год. Кроме нефти в Италию по проложенному под водой газопроводу Greenstream поступало ежегодно до 8 млрд. кубометров природного газа.
Введение Евросоюзом моратория на импорт газа и нефти из Ливии, чтобы лишить правительство Каддафи 95% всех экспортных поступлений, обещает новые тяжести для итальянской экономики. Это, прежде всего, связано с тем, что, если с газом возникшую проблему удалось достаточно быстро решить за счет увеличения поставок из России, то найти нефть, близкую по качеству ливийской, сложно. Италии остаётся надеяться на увеличение роста добычи нефти в Нигерии или увеличение объёмов поставок каспийской нефти.
Не останутся в стороне от проблем и многие другие страны, входящие в состав Евросоюза. Их лидеры, покусившись на уговоры президента Франции, рискуют усугубить и без того не стабильное финансовое положение своих государств и трудности евро в том случае, если операция в Ливии затянется. Уоррен Баффет, один из самых влиятельных финансистов на Западе, уже предрёк еврозоне значительные проблемы. Он не исключает возможности краха единой европейской валюты. В своем недавнем интервью на одном из телеканалов Баффет прямо заявил, что, «несмотря на то, что будут предприняты огромные политические усилия с целью спасти евро, тем не менее, единая европейская валюта может потерпеть полный крах».
Несложно предположить и негативные последствия для экономики Евросоюза из-за распространения бесчинств в арабском мире на Алжир, Катар, Кувейт и Саудовскую Аравию, питающие её сжиженным природным газом и нефтью.
В случае с Ливией речь идёт не столько о контроле над её богатыми месторождениями нефти и газа, но и об огромнейших подземных запасах пресной воды. По оценкам геологов, в ливийских недрах пресной воды не меньше, чем в российском озере Байкал. Гигантское озеро с пресной водой расположено под пустыней Сахара в месте, где сходятся границы Алжира, Ливии и Туниса. Его площадь только по предварительным данным оценивается в 1 млн. кв. км, а количество воды составляет 60 трлн. кубометров. Ливийцы при правлении Каддафи наладили практическое использование этого уникального природного источника – построена так называемая «Великая искусственная река», которая снабжает пресной водой города, расположенные на севере страны. Длина трубопроводов составляет 4.200 километров.
Совершенно неудивительно, что некоторые иностранные аналитики называют военную операцию в Ливии первым шагом к вооруженному противостоянию между Востоком и Западом за природные ресурсы. Еще в далеком 2001 году профессор Майкл Клэр высказал предположение, что современное человечество вплотную приблизилось к той границе, за которой его ждет мировая война за чистую воду, продовольствие, нефть и природный газ. Сейчас мы становимся очевидцами этой драмы. Исчерпание природных ресурсов и высокий темп роста населения ставит вопрос о возможном и неотвратимом переделе сфер влияния в мире. Развитые в экономическом отношении страны в спешном порядке конвертируют свои технологические достижения в военную мощь, что придаёт значительную «весомость» словам их политиков.
Необходимо признать, что в плане обеспеченности природными ресурсами увереннее всех остальных государств мира чувствуют себя США, которые располагаются на отдельном континенте, – на значительном удалении от беспокойных Азии и Африки. Американцы прилагают сегодня целенаправленные и значительные усилия по обретению независимости в энергетическом комплексе от африканских и ближневосточных энергоресурсов. Основной объём нефти американская экономика импортирует сегодня не из Кувейта и Саудовской Аравии. Больше половины нефти поступает из Западного полушария – из Венесуэлы, Мексики и Канады.
Так что от революций и войн в арабском мире, спровоцированных стоящими за кулисами событий могущественными силами, пострадают вовсе не США, а страны Евросоюза и сами арабы. Значительный рост цен на нефть, по мнению некоторых экспертов экономического рынка, даже на пользу тем компаниям в США, которые вложили огромные средства в развитие альтернативных источников энергии, – они, несомненно, станут рентабельными, когда цена барреля нефти превышает 100 долларов. К тому же можно отметить, что войны всегда были одним из способов преодоления экономических трудностей. Автор Сергей Вознесенский
|