Газета "Наш Мир" br>Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Что он там делает?
Ребенок приходит из школы и первым делом включает компьютер. Он проводит за ним несколько часов в день. Родители беспокоятся: вдруг это уже интернет-зависимость? Может быть, его уже пора лечить? Может быть, надо просто отнять у него этот компьютер, надо же как-то спасать ребенка?
Но, прежде всего, "сидеть за компьютером" или "сидеть в интернете" – – это очень неконкретно. Каждый занят своим делом: один собирает материалы к реферату, другой украшает свою страничку "ВКонтакте" и вывешивает фотографии, чтобы показать их друзьям, третий пишет бабушке, четвертый тестирует новый дизайн форума... Интернет – – это удобный способ размещения, хранения и поиска информации; вещь такая же нейтральная в смысле добра и зла, как и сам компьютер, как книга, как радиоприемник и злополучный телевизор.
Интернет – – целое окно в мир для инвалида, относительно безопасная возможность обзавестись друзьями для малообщительных, тревожных, страдающих социофобией людей. Это возможность быстрой помощи и поддержки ("Теперь у меня есть как минимум 20 человек, которые в любой момент придут мне на помощь", – – говорит знакомая о своих ЖЖ-френдах); возможность стремительной организации в нужный момент (опыт тушения пожаров прошлым летом); возможность быстро собрать средства (знаю множество случаев, когда онлайновые друзья месяцами оплачивают нуждающимся семьям няню, коррекционные занятия для ребенка или просто скидываются на повседневные нужды). Читая популярные страшилки о том, что виртуальный мир – – это только иллюзия общения, я вспоминаю своих онлайновых подруг, отношения с которыми давно и прочно перешли в реальный мир; виртуальное общение – – только удобная форма поддержания контакта. Да и родных, живущих за три тысячи километров, я чаще вижу по скайпу, чем лицом к лицу. Универсальная библиотека, возможность моментально получить любой совет, не терять старых друзей и находить новых, прямая связь с нужными людьми по всей Земле – – это замечательный инструмент, и без него жить было куда сложнее.
Но когда твой ребенок часами сидит, уткнувшись в монитор, и совершенно тебя не видит, и не делает уроки, и отмахивается от тебя, и ест у компьютера, даже не замечая, что он вообще ест, – – все эти соображения вылетают из головы.
Пойманные в сети
Первый вопрос – – как понять, что дело плохо? Где грань между зависимостью и нормой? Специалисты на этот вопрос отвечают по-разному, но сходятся в одном: количество часов, проводимых за компьютером, не показатель. А что показатель?
"Определяя, насколько близко к опасной грани подошло увлечение ребенка компьютером, стоит ориентироваться на мотивы, которые лежат в основе такого поведения, – – говорит патопсихолог Наталья Науменко. – – Традиционно специалисты выделяют два типа зависимого поведения: транзиторный (проходящий) и прогредиентный (развивающийся далее). В первом случае основной мотив – – характерное для подростков желание "быть как все", "быть не хуже других" и т. п. В этом случае главное для них – – общение, пусть даже в киберпространстве. И хотя формы такого общения отличаются от тех, которые были распространены в докомпьютерную эпоху, подростки удовлетворяют свою потребность в интимно-личностном общении, а это, по сути, нормально".
Младшие дети за компьютером в основном играют, подростки – – общаются, в полном соответствии с ведущими возрастными потребностями. Подросток учится жить среди людей, находится в поиске самоидентификации, сравнивает себя с другими. "Поэтому, – – говорит Науменко, – – если подросток проводит много времени в интернете ради того, чтобы обменяться мнениями, скачать музыку или доказать свою "крутость", пройдя на следующий уровень игры, скорее всего, мы имеем дело с первым вариантом".
Большинство подростков зависают в социальных сетях и попутно обмениваются мгновенными сообщениями. Эти занятия, как свидетельствуют австралийские ученые Уилсон и Форнасьер, характерны в основном для экстравертов. Австралийцы Кэмпбелл, Камминг и Хьюз из Сиднейского университета опубликовали весьма оптимистичное исследование, основанное на опросе подростков. Они утверждают: интернет – – это площадка, где подростки овладевают навыками создания социальных связей, заводят друзей, учатся общаться, получают поддержку. Те, кто заходит в сеть "пообщаться", считают, что интернет дает возможность застенчивым людям с плохими навыками общения все же заводить контакты в относительно безопасном окружении – – это потом очень помогает им в реальной жизни.
Одинокие и непонятые
В гораздо большей опасности находятся другие дети – – одинокие, непонятые, погруженные в себя. "Во втором случае ребенок с помощью компьютера удовлетворяет иные, более глубокие потребности, – – продолжает Наталья Науменко. – – И мотивы его поведения не столь очевидны. Кто входит в группу риска? Подростки с определенным личностным складом и те, кому не удается реализовать себя в общении со сверстниками. Люди, склонные к зависимостям вообще, и в частности к компьютерной, обычно плохо умеют планировать свои действия и придерживаться этих планов, они склонны к навязчивостям – – в мыслях, чувствах, действиях. Кроме того, к компьютерной зависимости может подталкивать тотальное ощущение одиночества, своей "непонятости", "непринятости" как в среде ровесников, так и в отношениях с близкими.
Важным и, пожалуй, самым тяжелым симптомом компьютерной зависимости является видимое различие в настроении и самочувствии человека – – радостное, даже эйфоричное состояние за компьютером и мрачное, раздражительное, депрессивное – – без него".
К критериям интернет-зависимости, помимо эйфории за компьютером и ощущения пустоты без него, принято относить: отсутствие самоконтроля – – невозможность остановиться, контролировать время, проводимое за компьютером; ущерб, наносимый человеческим связям в реальном мире; вранье другим людям о своих занятиях; проблемы, возникающие в работе и учебе.
От чего зависит зависимость
Специалисты по зависимостям делят их все на две большие группы: химические (алкоголь, табак, наркотики) и нехимические. В ряду нехимических рассматривают зависимости от отношений, еды, покупок, телевизора, работы, даже спортивных упражнений – – и, само собой, от компьютера и интернета. По словам профессора СПбГУ Алексея Егорова, автора книги о нехимических зависимостях, "любой человеческий поведенческий акт таит в себе угрозу возникновения зависимости к нему. Как ни парадоксально это звучит, но все многообразие нашей жизни – – это богатство потенциальных аддикций". Если в каком-то занятии есть что-то хорошее, приятное, приносящее какое-то удовольствие – – от него можно впасть в зависимость.
Проблема, по сути, не в компьютере, вообще не в объекте зависимости – – проблема в самом человеке, в его внутренней пустоте, жаждущей насыщения, в неумении решать проблемы, в душевной неразберихе.
Исследования, проводимые в разных странах мира, одинаково демонстрируют: интернет-зависимость – – только симптом более глубоких проблем личности.
Китайское исследование Департамента эпидемиологии и статистики показывает: у интернет-зависимых студентов выше уровень депрессии и, соответственно, чаще возникают мысли о самоубийстве. Корейские ученые Джи и Джен из Университета Милуоки, работавшие с младшими школьниками, показали, что уровень интернет-зависимости значительно выше у агрессивных детей. Джеон и Ким из Мичиганского университета выявили такую стойкую связь депрессии с интернет-зависимостью, что даже рекомендуют врачам задавать родителям вопросы о времени, проводимом в интернете, при диагностике депрессии и других расстройств настроения у детей. Моррисон и Гор из британского университета Лидс опросили более тысячи человек; почти все интернет-зависимые в их выборке страдали депрессией – – от средней до тяжелой; люди без зависимости не имели и депрессии. Кроме того, Моррисон и Гор выяснили, что зависимые люди чаще проводят время в чатах и на игровых сайтах, то есть явно предпочитают виртуальные суррогаты реальной жизни.
На первый взгляд кажется, что интернет втягивает в себя детей и доводит их до депрессии. Однако депрессия и тревожность не следствие, а причина избыточного сидения за компьютером. Дети прячутся в него от реальных проблем в семье и школе, от страхов, от своей неуспешности, неспособности справиться со своими бедами, от одиночества. Иногда они просто выгораживают для себя личное безопасное пространство: в школе давят учителя, дома давят родители – – ушел в виртуал, повернулся ко всем спиной... и, наконец, свободен, силен и счастлив.
Тайваньские специалисты Ко, Йен, Чен и их коллеги, работая с группой старшеклассников, выявили и другие предпосылки развития интернет-зависимости: это социофобия, дефицит внимания и гиперактивность (особенно у девочек) и враждебность (особенно у мальчиков). Мальчики, подчеркивают многие исследования, вообще гораздо более интернет-зависимы, чем девочки, интроверты – – больше, чем экстраверты.
Итальянцы Милани, Осуальделла и Ди Блазио из Миланского католического университета утверждают, что интернет-зависимость напрямую связана с неумением решать повседневные проблемы, плохими навыками общения, застенчивостью и отчужденностью от семьи, ровесников и школы.
Мама, не отворачивайся
Читая статьи об опасностях виртуального мира, родители часто отчаиваются: кажется, совсем нечего противопоставить этому страшному поглотителю детских душ, высокотехнологическому чудовищу. Однако исследования утверждают: от родителей зависит очень многое. Интернет-зависимость у детей напрямую связана с отношениями с родителями.
Специалисты из Аддиктологического центра Пекинской больницы попросили участников своего исследования вспомнить, какой стиль воспитания был принят в их семье. Интернет-зависимые молодые люди гораздо чаще контрольной группы не страдающих зависимостью отзывались о своих родителях как о людях эмоционально холодных, не отзывчивых. Родители слишком сильно вмешивались в дела детей или, наоборот, отвергали их; матери – – чаще наказывали. Кроме того, интернет-зависимость оказалась напрямую связана с пережитым тяжелым стрессом в отношениях с друзьями или в семейной жизни и с пассивной тактикой решения проблем. Упомянутые Джеон и Ким из Мичигана выяснили, что школьники тем реже страдают компьютерной зависимостью, чем чаще они куда-то ходят вместе с родителями и общаются с ними.
То есть чем более полной и счастливой жизнью живет ребенок, чем крепче он привязан к своим близким и своим друзьям, чем лучше умеет дружить и радоваться, чем здоровее его семья, чем богаче и ярче его реальные впечатления – – тем меньше вероятность, что он запутается во всемирной паутине.
Все это не значит, что если у вас общительный ребенок и счастливая семья, то вам не надо ничего делать – – переболеет, как ветрянкой. Надо. Прежде всего потому, что у самого ребенка еще не вполне развиты механизмы самоконтроля. Он еще не в состоянии следить за временем – – поэтому именно родители должны устанавливать границы. Ребенку все любопытно – – поэтому именно родители должны объяснять ему правила безопасности, а кое от чего и просто ограждать, пока не заработают внутренние фильтры.
Если ребенок все-таки явно проводит за компьютером слишком много времени, ест за ним, не спит и даже прогуливает школу, то специалисты советуют не устраивать конфронтации: не выбрасывать компьютер, не высмеивать, не бранить – – спокойно объяснить свою озабоченность, твердо установить границы и не торговаться из-за них. Границы должны быть реалистичными, а лишения – – разумными: глупо лишать компьютера в разгар работы над рефератом или проектом. Наталья Науменко советует, кроме того: "Во-первых, не выгораживать в тех ситуациях, когда из-за компьютерной зависимости у ребенка возникли неприятности: этим только подкрепляется зависимость.
Второе – – максимально наполнять жизнь подростка событиями: поездками, интересными занятиями. Иногда может понадобиться и более серьезное изменение образа жизни – – вплоть до перевода в другую школу, чтобы изменить круг общения". Это в основном касается одиноких детей, которых не принимают ровесники.
|