Газета "Наш Мир" br> Решая задачи, мозг трудится как набор функциональных модулей. При
этом некоторые модули являются нестабильными — это группы нейронов, во
время работы включающиеся в разных районах мозга. Их поведение
определяет индивидуальные особенности обучения.
Стабильные (жёлтый, синий, красный) и блуждающий (зелёный) функциональные модули мозга (рисунок авторов статьи). |
Американские нейрофизиологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре сумели увидеть и обсчитать «гибкость» человеческого мозга. С помощью предложенной ими методики можно предсказать, много ли усилий потребуется тому или иному индивиду, чтобы чему-нибудь выучиться.
В ходе эксперимента, который проводился в несколько серий, 18 добровольцев выполняли упражнение на движение: нужно было нажать на несколько кнопок настолько быстро, насколько это возможно. Активность мозга наблюдали с помощью МРТ; полученные данные подвергали компьютерному анализу. МРТ-изображения от каждого испытуемого разбивались на 112 частей — исследователи хотели знать, как эти части сообщаются друг с другом при выполнении задания.
Анализ осуществлялся на основе модели «многослойной сети», в которой каждый «слой» представлял собой мгновенную фотографию имеющихся активных связей между одними и теми же областями мозга. Совмещение множества «слоёв-фотографий» создавало колоссальный объём данных, математическую модель, почти не поддающуюся анализу. Поэтому до сих пор каждый такой «слой» анализировали отдельно. Новый метод, описанный учёными в журнале PNAS, позволяет собрать все «слои» воедино и оценить пластичность мозга в реальном времени.
Как говорит один из участников работы Даниэль Бассетт, регионы
мозга формируют что-то вроде функциональных модулей, которые делят между
собой всю работу. Есть модули с прочными и устоявшимися связями, но
есть «текучие» функциональные группы, которые постоянно «меняют
гражданство», переходя из-под управления одной зоны мозга в подчинение к
другой. Иначе говоря, при выполнении одной и той же задачи часть
нейронов включается постоянно и в одних и тех же структурах, но при этом
каждая задача сопровождается активностью каких-то иных участков мозга.
То, каким способом часть выполняемой задачи передаётся между
разными районами мозга, и определяет гибкость и подвижность в обучении и
выполнении «умственной работы».
По данным о подвижных модулях в мозгу можно сказать, когда, с
какой интенсивностью и периодичностью следует проводить обучение, и это
может найти применение не только в экстремальных, клинических случаях
(при травмах и умственных расстройствах), но и в повседневной жизни.
|