Газета "Наш Мир" br>
Кадровая ротация после подведения итогов внеочередных президентских
выборов носила точечный характер. По большинству позиций прошло простое
переназначение чиновников высшего ранга. Применительно к составу
кабинета министров это оправданно. Президент в очередной раз
продемонстрировал высокую оценку работы правительства Карима Масимова -
на этот раз путем повторного внесения его кандидатуры на рассмотрение
парламента. Вполне естественно, что доверие премьер-министру
рассматривается и как доверие всей его команде. Из всего прежнего
состава правительства вопросы возникли к деятельности министров
сельского хозяйства, а также транспорта и коммуникаций. Несколько ранее в
этих ведомствах прошли масштабные антикоррупционные проверки. В
результате оба министра лишились своих постов.
Неожиданным
было возвращение Кайрата Келимбетова на позицию министра экономического
развития и торговли и одновременное назначение Жанар Айтжановой
министром экономической интеграции. Сохранение позиций Айтжановой вполне
закономерно в свете активной работы по формированию Таможенного союза в
прошлом году. Что касается Келимбетова, то возвращение на министерский
пост (после позиции руководителя Администрации Президента,
председателя правления ФНБ «Самрук-Казына») выглядит явным понижением.
Келимбетов по-прежнему воспринимается Президентом как хороший
экономист-теоретик, но как менеджер-практик он себя не проявил.
Реанимировать
работу ФНБ «Самрук-Казына» теперь предстоит Тимуру Кулибаеву,
обладающему, по определению Президента, «более существенными
лоббистскими возможностями». Оценить качество этого назначения можно
будет позже - когда новым руководством фонда будет представлена
окончательная версия структурных изменений. Пока фонд не справляется с
ролью второй «экономической вертикали», несмотря на то, что в его
составе представлены практически все более-менее значимые экономические
активы государства, сформирована сеть социально-предпринимательских
корпораций и институтов развития.
Изменения в экономическом
блоке правительства дополняются расформированием Агентства финансового
надзора и Агентства по регулированию деятельности регионального
финансового центра в Алматы и передаче их функций Национальному банку.
Оба эти ведомства создавались в годы экономического роста в расчете на
стремительное увеличение участников финансового рынка, однако мировой
кризис поставил точку и в создании РФЦА, и в необходимости существования
отдельного регулятора в финансовой сфере. По сути, решение об
упразднении лишних бюрократических структур могло бы быть реализовано
раньше.
Социальный блок правительства не претерпел изменений -
практически все министры были назначены совсем недавно, Президент просто
дает им время и возможность проявить свой потенциал.
В блоке
министров-силовиков произошла давно ожидаемая смена руководителя МВД.
Сложности у Серика Баймагамбетова начались еще в 2010 году, а всплеск
громких преступлений в южной столице в первые месяцы текущего года стал
последней каплей. Следует заметить, что проблемы в правоохранительной
сфере приняли системный характер и только кадровыми перемещениями их уже
не решить.
Вынесение решений о служебном несоответствии судей
Верховного суда РК и последовавшая за этим отставка председателя
Верховного суда показали необходимость глубокого реформирования всей
судебной вертикали власти. Возможно, именно это направление (судебная
ветвь власти) станет главным в анонсированном Президентом новом этапе
политической модернизации страны.
Поразительно стабильным
остается состав корпуса акимов - мы увидели только изменения в
руководстве Алматинской области. В то же время многие руководители
регионов занимают свои посты по пять и более лет. За столь длительный
период можно было бы сделать выводы об их профессиональных качествах,
принять решения о переводе в центр, либо об отставках не справляющихся
со своими обязанностями. Однако этого не происходит, и, по всей
видимости, именно корпус акимов рассматривается Президентом как главная
«скамейка запасных» в случае необходимости экстренной ротации кадров.
Подводя
краткий итог, можно согласиться с тезисом большинства экспертов о
стремлении Президента обеспечить преемственность в работе всех органов
власти, его убежденности в способности нынешней правительственной
команды и руководителей регионов успешно реализовать планы по
социально-экономическому развитию страны.
|