Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Различные боли, вызванные проблемами в позвоночнике, иногда становятся причиной хирургических вмешательсв.
Многие испытывают страх перед операциями, но часто эта эмоция ничего общего не имеет с рациональным пониманием опасности - не достает достоверной информации. Существует хорошо известный механизм, благодаря которому риски обычно преувеличивают: новости об удачной операции не распространяют просто потому, что рассказывать особо не о чем. Человек делится информацией только с близкими, возвращается к нормальной жизни и не ходит по другим врачам. Но о плохом результате узнает гораздо больше людей. Страдающий вольно или невольно вовлекает в проблему родственников, друзей, коллег и даже незнакомых. Вы бы никогда не узнали, что вашему соседу по даче сделали удачную операцию на позвоночнике, но если он не может ходить, то наверняка поинтересуетесь причиной его проблем. И неважно, имела операция на самом деле какую-то связь с инвалидностью или нет, но именно такое впечатление сложится у большинства окружающих. Врачи тоже попадают в подобную ловушку - они чаще сталкиваются с плохими результатами только потому, что пациенты с хорошими к ним не приходят.
Чтобы реально оценить опасность, которой подвергаются пациенты хирургов, нужно сравнить ее с другими рисками. Одной из важнейших причин смертности является травматизм на дорогах. В России риск погибнуть в ДТП составляет приблизительно 24.6 на 100 тыс. населения. Если выразить эту цифру в процентах, то получится, что каждый год на дорогах погибает приблизительно 0.02% населения. [84]. Риск этот зависит от того, каким транспортом человек пользуется: в расчете на километр риск погибнуть в автомобиле в 25 раз выше, чем в автобусе, а за рулем мотоцикла - в 35 раз выше, чем за рулем автомобиля. Самолет безопаснее автомобиля. Для развитых стран риск погибнуть для пассажира самолета составляет 1:8 000 000 (0.0000125%). Риск погибнуть на железнодорожном транспорте еще в два раза ниже. От удара молнии погибает больше людей, чем в авиакатастрофах - риск составлят 0.0006% в год. А вот от рук убийц в нашей стране погибает по разным данным от 14,1 до 21,5 на 100 тыс. (0,014%) в год. Еще один пример, более близкий к медицине: материнская смертность по отношению к родившихся живыми детям в 2004 году составила 0,03% . Другими словами, роды гораздо опаснее полета на самолете и их риск сопоставим с риском попасть в автокатастрофу за полтора года жизни в России. Ни с одним из этих рисков не сравнится риск курильщика умереть преждевременно по причине, связанной с курением - он составляет около 25%. Каков же риск погибнуть от операции на позвоночнике? Одним из ведущих специалистов в области заболеваний позвоночника Ричардом Дейо вместе с коллегами проведен анализ результатов 18122 операций, выполненных по поводу болей в спине. Риск погибнуть от операции на позвоночнике составляет в среднем 0.09% для мужчин и 0.04% для женщин. Но эти цифры не учитывают возраст: для пациентов младше 40 лет риск для жизни был практически равен нулю. В приведенной ниже таблице указана смертность таких операций для пациентов различного возраста.
Возраст 18-40 лет 41-64 65-74 >74 Смертность 0% 0.01% 0.21% 0.6%
Как видите, роды намного опаснее операции на позвоночнике. И даже прожить год в России - больший подвиг, чем лечь на операционный стол.