Газета "Наш Мир" br>Сороковой день идет военная операция НАТО в Ливии, план "маленькой победоносной войны" провалился. Эксперты РБК подвели итоги этого этапа войны.
Полагая, что события в Ливии будут развиваться так же, как в Тунисе и Египте, и что М.Каддафи осталось жить неделю, европейские страны действовали исходя из принципа "падающего толкни". "Внезапно выяснилось, что М.Каддафи осталось жить отнюдь не неделю, что он мобилизовал порядка 70 тыс. человек, что у него достаточно денег, что он подтягивает добровольцев из других стран, что его 32-ая бригада Панафриканского легиона, национальная гвардия более чем эффективны, в отличие от бенгазийцев", - отмечает президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"За 40 дней войны была продемонстрирована несостоятельность политической и военной координации в блоке НАТО, стратегическая несостоятельность президента Франции Николя Саркози, который всех втянул в эту авантюру, не понимая, зачем он это делает", - считает Е.Сатановский. В то же время "продемонстрирована разумность действий полковника М.Каддафи, который успешно ведет гражданскую войну, хотя на стороне его противников, мятежников из Бенгази, в качестве военно-воздушного и военно-морского крыла выступает блок НАТО", - добавил он.
"Вообще все это странно смотрится, поскольку в Бенгази и Дерне против него действительно воюют люди, у которых большой опыт действий в рядах "Аль-Каиды" в Ираке и Афганистане. Изначально было ясно, что когда М.Каддафи говорит, что воюет с "Аль-Каидой", он, конечно, врет. Потом выяснилось, что не врет. Оказывается, там действительно сплошная "Аль-Каида" - один боевик на 1,5 тыс. жителей. Процент выше даже, чем в Эр-Рияде. И это только из пойманных и посаженных в Гуантанамо боевиков", - подсчитал востоковед.
"Почтенная публика не была готова к этой ситуации. Мы привыкли, что всегда существуют какие-то стратегии, планы, вмешательства. Где-то я прочел, что это все заговор, чтобы ослабить и убрать пророссийские режимы, но нет. Это достаточно неожиданно, достаточно непонятно и непредсказуемо. Ливия - маленькое государство между Тунисом и Египтом, это же не Афганистан, который в горах. Ливия прямо напротив Италии - сел и доехал. Так что все очень любопытно", - считает Алексей Малашенко, востоковед, член научного совета центра Карнеги.
Единственный шанс для оппозиции победить М.Каддафи - начало наземной операции, но большинство членов блока против нее, потому что она будет сопровождаться не меньшими жертвами, чем в Ираке и Афганистане, а также резко радикализирует обстановку в стране и на всем Ближнем Востоке.
"Аль-Каида" Магриба с оставшихся без надзора или переданных ей бенгазийской оппозицией военных складов получила и противовоздушное снаряжение, и химическое оружие - перспективы наземной операции обещают быть чрезвычайно любопытными. Неслучайно же Турция как член НАТО против нее. Германия как ключевой европейский игрок категорически против того, чтобы включаться в операцию против Ливии в любой форме. Для этого даже был несколько увеличен контингент Германии в Афганистане", - замечает Е.Сатановский.
По мнению Е.Сатановского, мы находимся на совершенно новом этапе, когда НАТО не очень понимает, что делает и зачем ввязывается в широкомасштабную гражданскую войну в ключевой стране Северной Африки.
"М.Каддафи может отбиться, он может победить своих противников. Кстати, если бы не НАТО, он бы их давно уже победил. М.Каддафи может уйти, передав ситуацию на следующий этап под названием "демократические выборы", и кто сказал, что на этих выборах не победит опять клан Каддафи или он сам? Инициатива Африканского союза может дать такую возможность. Катар, Иран и Кувейт категорически против того, чтобы М.Каддафи оставался. Лига арабских государств всячески инициирует такого рода проблемы у полковника в рамках их связей с Н.Саркози, с НАТО, с ООН. Это внутриарабский конфликт, который вырвался на международное политическое пространство и не имеет внятного окончания. Идея была, что побомбят и ливийские войска разбегутся, а они не разбежались. Что делать дальше, мало кто знает", - не берется строить прогнозы на будущее Е.Сатановский.
По мнению А.Малашенко, главный вопрос сейчас - оставлять М.Каддафи или нет: "Видимо, все-таки нет, идет торг. Он не соглашается на любые условия, понимая, что он пока на коне. Я не исключаю, что будут какие-то чрезвычайные меры приняты, поскольку М.Каддафи всем мешает. Есть опыт устранения личности: точечные удары, внезапная болезнь. Это очень цинично, но это был бы единственный выход, который бы всех устроил. Потому что возврат М.Каддафи - просто пощечина всем этим гаврикам, невозврат М.Каддафи пока невозможен. Он богатый человек, он известный человек и пока что он наращивает свой политический капитал".
Эксперт центра Карнеги не исключает, что выход из конфликта будет найден через предложенное Сергеем Лавровым российское посредничество.
|