Миграционный режим со странами СНГ, и, прежде всего, Центральной
Азии, становится одним из ключевых вопросов внутренней и внешней
политики России, а также важнейшей темой политической повестки дня
накануне предстоящих парламентских и президентских выборов. Причем
проблемы эти имеют явную тенденцию к обострению.
Одни из громких событий последних дней стало интервью «Би-би-си»
официального представителя Федеральной миграционной службы России
Константина Полторанина, в котором он заявил о наличии угрозы
физическому существованию белой расы в результате притока мигрантов из
стран Азии и Африки. Следствием этого заявления стала не только
немедленная отставка пресс-секретаря ФМС, но и вал критики со стороны
либерально настроенных журналистов и экспертов, усмотревших в его
заявлениях проявления расизма. Обвинения эти сыпались несмотря на то,
что ничего расистского в заявлениях К. Полторанина нет – он всего лишь
констатировал наличие проблемы, основываясь на демографических данных. И
ни националистом, ни расистом, по его собственным словам, не является.
Столь болезненная реакция на заявление об очевидных для любого
здравомыслящего наблюдателя тенденциях говорит как минимум о том, что с
миграцией в России не все благополучно.
Осознание этого происходит не только на уровне
экспертно-аналитического сообщества, давно предупреждавшего об
опасностях массового наплыва мигрантов из стран Азии, но и среди
политиков и чиновников. 13 апреля проблемы миграционной политики
обсуждались на закрытых слушаниях по взаимоотношениям России с
государствами Центральной Азии, которые состоялись в Государственной
Думе.
Наиболее громкий общественный резонанс получило предложение
представителей ФСКН ввести на границе с Центральной Азией дополнительный
паспортный контроль или вовсе отменить безвизовый режим.
По словам депутата от «Единой
России», члена думского комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками Константина Затулина, «представитель ФСКН заявил, что
при сохранении текущего безвизового режима служба уже не сможет
бороться с наркотрафиком, тем более что власти перечисленных стран
уклоняются от борьбы с наркооборотом под различными предлогами, так как
сами являются заинтересованными сторонами». Член комитета по
международным делам Семен Багдасаров предложил ужесточить паспортный
контроль со странами Азии, что можно сделать в короткие сроки, не
разрывая существующих безвизовых соглашений. Однако эти предложения, по
его мнению, вряд ли дойдут до власти, так как едва ли найдутся желающие
доложить высшему руководству страны о реальном масштабе существующих
миграционных проблем.
При этом эффективность политики РФ в регионе оставляет желать
лучшего и решению проблем нелегальной миграции и наркотрафика явно не
способствует. На слушаниях, в которых помимо депутатов Госдумы,
представителей ФМС и ФСКН принимали участие члены Совета Федерации,
представители администрации президента, Совета безопасности, МИД,
Минобороны, спецслужб, государственных и частных компаний, имеющих
бизнес в Центральной Азии, говорилось о потере Россией политического
влияния в странах региона и неэффективности оказываемой им экономической
помощи. Инвестиции в экономику Центральной Азии, которые становятся
дополнительной нагрузкой для российского бюджета, не конвертируются в
политическое влияние, и не приносят тем самым никакой выгоды. Все это
стимулирует предложения пересмотреть принципы оказания экономической
помощи. «Что касается госсредств, то они должны тратиться очень
выборочно, - заявил К. Затулин, - Мы не должны что-либо дарить, надо
ставить условия, на которых мы готовы на некоторые финансовые траты».
Ключевые проблемы России, напрямую связанные с Центральной Азией –
нелегальная миграция и идущий вместе с ней наркотрафик, имеют в
последние годы тенденцию к обострению. Если в 2007 г. на территории РФ
из незаконного оборота было изъято 24,7 тонн наркотиков, то в 2008 г. –
38 тонн, а в 2009 г. – 45 тонн. Все большую долю изымаемых наркотиков
составляет поставляемый из Афганистана героин. В течение 2007 г. по всей
стране было изъято 3 тонны, в том числе органами наркоконтроля – 1,7
тонны. В 2008 г. только сотрудниками наркоконтроля было перехвачено 3,5
тонны героина. Если пересчитать это количество в расчете на дни,
получается, что в сутки перехватывалось около 10 кг героина, что
соответствует 2 млн. доз. В 2009 г. объем перехваченных наркотиков по
сравнению с предыдущим годом увеличился еще на 33%. Докладывая
президенту РФ Д. Медведеву об итогах работы ФСКН за прошлый год, глава
ведомства Виктор Иванов сообщил, что всего было пресечено более 220 тыс.
преступлений, связанных с наркотиками, из них порядка 150 тыс. - тяжкие
и особо тяжкие преступления. На территории страны было ликвидировано 45
преступных сообществ и более 1 тыс. преступных группировок. Совместно с
ФСБ, МВД и таможенниками за прошлый год было пресечено более 9 тыс.
крупнооптовых поставок наркотиков.
Особенно сложная ситуация складывается в федеральных округах,
граничащих с Казахстаном. По данным начальника управления ФСКН по Южному
федеральному округу Вячеслава Овечкина, в прошлом году была
ликвидирована крупная международная преступная группировка,
организовавшая поставки десятков килограммов афганского героина и гашиша
в Приволжский, Южный федеральные округа и страны Западной Европы. По
слова начальника управления ФСКН по Свердловской области Сергея
Гапонова, в 2010 г. иностранцами было совершено около трети всех
преступлений, связанных с наркотиками, а объем изъятых у них
наркосодержащих веществ составил 150 кг, или 45% общего количества
перехваченных наркотиков. Типичная ситуация – недавняя операция
управления ФСКН по Оренбургской области, сотрудники которой задержали
«двух гражданин одной из среднеазиатских республик». Один из них в 2004
г. уже был приговорен судом к шести годам лишения свободы.
После этого наркоторговец вернулся на родину, сменил имя, фамилию и
вновь въехал в Россию вместе с полутора килограммами героина.
По оценке ФСКН, ежегодный объем наркотрафика из Афганистана в
Россию, идущего через страны Центральной Азии, составляет 20 млрд. дол.
Эта огромная сумма инвестируется в организованную преступность,
представляющую угрозу самому существованию государств региона. Наиболее
яркий пример – Киргизия, где наркобароны сыграли заметную роль в
провоцировании межэтнических столкновений на юге страны в июне прошлого
года. По словам В. Иванова, в Киргизии сегодня происходит рост
наркокартелей, ведущий к сращиванию наркобаронов с «политическим
процессом» и дестабилизации ситуации. В условиях, когда институты
государственной власти ослаблены, эффективно бороться с наркотрафиком
сложно. России же, по территории которой граждане Киргизии могут
свободно передвигаться на основании внутригражданских паспортов,
перехватить весь объем наркотрафика просто невозможно. ФСКН
зафиксированы ситуации, когда отдельные граждане стран Центральной Азии
пересекали границу с Россией несколько десятков раз в течение года, и
делалось это явно не в целях трудовой миграции.
К отмене безвизового режима со странами Центральной Азии российские
политики призывали уже не раз. В 2004 г. за введение визового режима с
Казахстаном и Таджикистаном выступил тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий
Чернецкий. В декабре 2008 г. отменить безвизовый режим с Узбекистаном,
Киргизией и Таджикистаном призвал член комитета Госдумы по международным
делам Семен Багдасаров. Поводом для его выступления послужило
проникновение на территорию России радикальных исламских организаций,
благодатной средой для которых стали многочисленные трудовые мигранты. В
конце 2009 г. о необходимости отменить безвизовый режим со всеми
странами СНГ, не являющимися членами Таможенного союза, заявил
руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.
Кризис, по его словам, создает хорошие условия для введения визового
режима, поскольку в условиях экономических трудностей Россия не может
позволить себе свободной миграции рабочей силы из стран СНГ.
В последнее время особенно настойчивой в этом отношении стала ФСКН,
для которой безвизовый режим создает огромные трудности. В июле 2009 г.
начальник управления ФСКН по Москве Вячеслав Давыдов заявил, что
основную угрозу для России несет героин, поступающий из Афганистана
через Таджикистан и Узбекистан. «Из 53 оптовых партий героина,
перехваченных нашим управлением, 64% было изъято у граждан именно этих
среднеазиатских республик, - заявил он,- а удельный вес изъятых у
задержанных нашим управлением иностранных граждан наркотиков превышает
89 кг, что составляет около 90% от общего количества изъятых
наркотиков». В сентябре 2010 г. на расширенном заседании коллегии
правоохранительных органов в Генпрокуратуре ужесточить условия въезда в
РФ граждан азиатских стран предложил Виктор Иванов, отметивший, что
свободная миграция способствует процветанию наркотрафика.
В марте 2010 г. В. Иванов заявил, что только после пресечения
свободного ввоза наркотиков из Афганистана и Центральной Азии визовый
режим с Россией может отменить Евросоюз.
Федеральная миграционная служба, между тем, предлагает не
ужесточить, а существенно облегчить условия въезда в Россию для граждан
стран СНГ. В середине апреля ФМС представила проект новой концепции
миграционной политики до 2025 г., которая направлена на поощрение не
временной трудовой миграции, а переселение в РФ на постоянное
жительство. Для этого предлагается отменить механизм квотирования и
заменить его «дифференцированными механизмами», а вместо разрешения на
временное проживание сразу предоставлять мигрантам вид на жительство,
выдавать который планируется с учетом образования, знания языка и
наличия жилья. Столь радикальное изменение миграционного
законодательства обосновывается ФМС данными последней переписи,
показавшей сокращение численности населения России с 145,2 млн. чел. в
2002 до 142,9 млн. чел. в 2010 г., многочисленными прогнозами о еще
более значительной убыли населения в предстоящие 10-15 лет и остром
дефиците рабочей силы.
Тот факт, что безработица в России на конец марта составляет 7,1%
трудоспособного населения, а во многих небольших населенных пунктах
работы часто вообще нет, в концепции почему-то не упомянут. Говорится о
низкой мобильности рабочей силы, наличии проблем с жильем и других
причинах, побуждающих трудоустраивать не своих, а иностранных граждан.
Разработчиками концепции игнорируется и то обстоятельство, что
демографические тенденции по своей природе очень инерционны, и
сокращение населения в 2000-е годы по сути является наследием 1990-х гг.
Программы повышения рождаемости и сокращения смертности стали давать
эффект только в последние годы, когда убыль населения России практически
прекратилась. В 2009 г. его численность фактически осталась на прежнем
уровне, а в прошлом году этому помешала летняя жара, вызвавшая
значительное увеличение смертности.
Если же население России не сокращается, то никакой потребности в
масштабном привлечении иностранной рабочей силы нет. Тем более, что
проблема безработицы внутри страны до сих пор не решена.
Стоит напомнить и о том, что ежегодная смертность от употребления
наркотиков в России оценивается в 100 тыс. чел. Причем затрагивает она
именно молодежь и трудоспособное население, которого, по мнению авторов
новой миграционной концепции, так не хватает. Введение визового режима и
прекращение наркотрафика из Центральной Азии позволит резко сократить
смертность и повысить естественный прирост населения, что избавит Россию
от необходимости массового завоза иноэтничных мигрантов, грозящего ей
быстрой потерей традиционного этнокультурного и конфессионального
облика.