Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Долгое время церковь запрещала вникать в подробности и детали земной
жизни Иисуса Христа. Существовал строго определённый набор догм,
утверждённых на церковных соборах, которые и должны были удовлетворять
любопытство клириков и мирян. Однако прогресс не стоял на месте. К
середине XVIII столетия развитие естественных наук поколебало
непререкаемый авторитет церкви и сделало возможным критическое изучение
библейских текстов. С этого момента учёные стали рассматривать Библию, как источник, для которого пригодны те
же самые методы научного анализа, как и для любого другого письменного
источника.
Кем был Иисус в своей земной жизни? Можно ли,
опираясь на Евангелия, воссоздать историю его земного бытия? Эти и
другие вопросы волнуют учёный мир вот уже более двух столетий. Каких
только реконструкций жизненного пути Иисуса Христа не предлагалось за
это время, но - увы! - ни одна из них так и не стала на сегодняшний день
общепризнанной.
Существует мифологическая школа библеистики,
которая считает Иисуса вымышленным персонажем, наподобие Гермеса или
Посейдона. В наше время эта школа не слишком популярна, но лет 100 - 150
назад она занимала весьма сильные позиции.
На протяжении XIX
века было очень популярным рассматривать Иисуса бродячим учителем
морали, своего рода моральным примером для всего человечества. Среди
представителей этого направления были очень известные представители
либеральной теологии. В трудах И. Канта, Г.В. Гегеля, Г.Э. Паулюса, Э.
Ренана, А.Б. Ричля, А. Гарнака образ Христа лишён каких-либо
сверхъестественных черт. Это обычный учитель, раввин, поучающий
приходящих к нему людей.
Среди реконструкций исторического
Иисуса следует упомянуть, и предложенную Альбертом Швейцером. Он
изобразил Христа апокалиптическим пророком, прибывшим в Иерусалим с
одной-единственной целью - "вынудить старейшин народа казнить Его",
после чего произошло бы долгожданное установление на Земле Царства
Божьего. Данная точка зрения исповедуется многими современными
исследователями.
Конечно же, всё "богатство" гипотез,
долженствующих объяснить земной путь Иисуса Христа, вышеперечисленными
реконструкциями не исчерпывается. Кем только не изображали Иисуса!
Ессейским "учителем добродетели"и экстремистом-зелотом, тайным агентом
римлян и родоначальником французской королевской династии, предтечей
хасидизма и "посвящённым" эзотерических школ Индии. Существовала даже
такая экстравагантная гипотеза, согласно которой Иисус Христос и Юлий
Цезарь, - это одно и то же лицо!
Наконец, следует упомянуть ещё
об одном весьма перспективном варианте трактовки образа Иисуса. Речь
здесь вот о чем. Тщательный анализ евангельских текстов показывает, что
реальный, исторический, Иисус был не проповедником-странником, как полагает
большинство исследователей, не робким наставником дюжины
"просветлённых", а руководителем самой настоящей общественной
организации — "партии" - "джамаата", построенной на очень жёстких принципах. Всякий,
кто вступал в её ряды, должен был порвать со своим прошлым, оставить груз многовековых традиций, и полностью сосредоточиться на "партийной" работе,
смысл которой состоял в том, чтобы всемерно распространять учение
Христа. (Под словом "партия" автор понимает не привычную для нас
политическую организацию современного типа, а просто группу
единомышленников, объединённых общей идеей.)