Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Прошедшие три года стали для большинства западных экономик просто катастрофическими. В США впервые с 1930-х годов возникла массовая затяжная безработица. В Европе единая валютная зона трещит по швам. Как же мы дошли до жизни такой?
От представителей политической элиты - самозваных «знатоков», чиновников и экспертов с хорошей репутаций - я все чаще слышу, что виноваты в основном простые люди. Дескать, мы попали в эту яму, потому что избирателям хотелось «халявы», а слабовольные политики потакали опрометчивости электората. Поэтому сейчас самое время доказать, что этот тезис «во всем виноват народ» не только своекорыстен, но и в корне неверен.
На самом деле катастрофа пришла к нам «сверху». Шаги, из-за которых мы оказались в столь незавидном положении, не были ответом на требования общественности. За некоторыми исключениями они представляли собой элементы политики, которую формулировали небольшие группы влиятельных людей - зачастую тех самых людей, что сегодня читают нам нотации, как надо вести себя ответственно. Кроме того, пытаясь переложить вину на простых граждан, элиты уклоняются от столь необходимого анализа собственных катастрофических ошибок.
Позвольте мне сосредоточиться прежде всего на том, что происходило в Соединенных Штатах, а затем сказать несколько слов о Европе.
Сегодня американцам постоянно читают лекции о необходимости сокращения бюджетного дефицита. Уже одно это свидетельствует об искаженности приоритетов, поскольку самая насущная задача сейчас - это создание рабочих мест. Но раз уж мы заговорили о дефиците, возникает вопрос: а куда делся профицит федерального бюджета, который был у США в 2000 году?
Ответ состоит из трех элементов. Во-первых, Буш снизил налоги, что за прошедшее десятилетие добавило к государственному долгу примерно 2 триллиона долларов. Во-вторых, войны в Ираке и Афганистане увеличили его еще на 1,1 триллион. В-третьих, Великая рецессия привела к резкому сокращению доходов бюджета и одновременно столь же резкому росту расходов на пособия по безработице и иные социальные выплаты.
Кто же виноват в этом обрушении бюджета? Уж точно не «человек с улицы». Буш снизил налоги не потому, что этого требовал народ, а потому, что это предписывала идеология его партии - и выиграла от этого снижения прежде всего небольшая прослойка богачей.
Аналогичным образом, решение о вторжении в Ирак Буш принял потому, что так хотелось ему самому и его советникам - а не потому, что американцы требовали войны с режимом, не имевшим никакого отношения к терактам 11 сентября. Более того, чтобы склонить американцев к поддержке этой операции, он, подобно мошеннику-коммивояжеру, прибег к прямому обману, и тем не менее избиратели никогда не стояли за войну так твердо, как американская политическая и экспертная элита.
Наконец, причиной Великой рецессии стала утрата контроля над финансовым сектором из-за безрассудного дерегулирования. И кто несет ответственность за это дерегулирование? Влиятельные люди в Вашингтоне, тесно связанные с финансовой отраслью - вот кто. Позвольте особо выделить в этой связи Алана Гринспена (Alan Greenspan), сыгравшего ключевую роль и в дерегулировании финансового сектора, и в принятии бушевских налоговых сокращений - сегодня он, как вы наверно уже догадались, тоже учит нас бюджетной дисциплине.
Итак, бюджетный дефицит США стал результатом просчетов элиты, а не алчности простых американцев. То же самое во многом относится и к причинам кризиса в Европе.
Нечего и говорить, что от европейских лидеров вы подобного признания вины не услышите. Официальная версия в Старом Свете сегодня гласит: правительства стран, попавших в трудное положение, слишком потакали массам, слишком много обещали избирателям и плохо собирали налоги. Справедливости ради отметим: этот тезис довольно точно описывает то, что случилось в Греции. Но он не может полностью объяснить ситуацию в Ирландии и Испании: у обеих стран накануне кризиса госзадолженность была низкой, а бюджет сводился с профицитом.
На самом деле причина кризиса в Европе состоит в том, что ее лидеры создали единую валюту, - евро - не создав при этом институтов, необходимых для нивелирования циклических колебаний в странах еврозоны. Отметим при этом: проект с единой валютой осуществлялся исключительно «сверху» - это была концепция элиты, навязанная избирателям против их воли.
Вы спросите: какое все это имеет значение? Почему нас должны волновать попытки переложить вину за неудачную политику на простых людей?
Ну, во-первых, речь идет о простой ответственности. Люди, выступавшие за шаги, раздувшие бюджетный дефицит при Буше, не имеют право изображать себя сторонниками жесткой финансовой дисциплины; люди, называвшие Ирландию примером для подражания, не должны читать нам лекции о «разумном государственном управлении».
Впрочем, главное, на мой взгляд, заключается в другом: давая индульгенцию тем, кто вовлек нас в нынешний кризис, мы утрачиваем шанс извлечь из него нужные уроки. Винить необходимо тех, кто действительно виноват - нашу политическую элиту. В противном случае в будущем она наломает еще больше дров.