Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
19 марта началась операция «Одиссея Рассвет» - военная операция США против Ливии, к которой присоединился ряд европейских государств. Данная операция была формально разрешена принятой резолюцией Совета Безопасности ООН под номером 1973, которая предусматривала принятие любых мер, с целью защиты мирного населения Ливии, в том числе и военной силы, за исключением непосредственной оккупации страны. Операция завершилась 31 марта в связи с началом операции блока НАТО под названием «Единый защитник».
Операция, которая с переменным успехом продолжается и по сей день, вряд ли решит ливийские проблемы. В стране фактически идет гражданская война между сторонниками полковника Каддафи, находящегося у власти с 1969 года, и сторонниками оппозиционного правительства созданного в Бенгази. Формально натовские силы в регионе блокируют воздушное пространство страны и пресекают попытки применения тяжелой техники против оппозиции и мирного населения. Помощь НАТО позволила оппозиции, фактически не имеющей артиллерии, танков и других видов тяжелых вооружений устоять, но при этом переломить ход противостоянии одними авиаударами не представляется возможным (только если не будет устранен Муаммар Каддафи), а осуществлять военную наземную операцию в Ливии не позволит Совбез ООН.
В России, да и во всем мире нашлось много противников военного вмешательства в дела Ливии. Многие осуждали то, что Россия не воспользовалась своим правом вето при голосовании при принятии резолюции 1973 по Ливии. Многие заявляли о том, что Москва фактически «кинула» Каддафи и вменяла это ей в вину. Но так ли нам нужен был основатель Джамахирии и что он сделал для России такого, что его персону и его режим должна была прикрыть официальная Москва?
Главным аргументом защитников Каддафи является денежная сторона вопроса. У Ливии имелся долг еще со времен СССР, который в 2008 году был списан в обмен на контракты для российских компаний. Всего было реструктуризировано 4,5 млрд. долларов. Большая часть этих средств приходилась на контракты в гражданской сфере, а не на закупки вооружений. Сумма военных контрактов была довольно существенной и оценивалась примерно в 1,3 млрд. долларов, но данные контракты фактически лишь намечались. Да, Ливия проявлял интерес ко многим российским вооружениям: системам ПВО С-300ПМУ-2, ТОР-М2Э, Бук-М2Э, интересовалась самолетами Су-30 и Су-35, думала о модернизации танков Т-72 и покупке новых Т-90С. Но все это было лишь в планах. С того момента как с Ливии были сняты международные санкции, страна могла успеть закупить это вооружение, если бы у ее лидера действительно было желание покупать все это в России.
На деле же Ливия ограничилась лишь небольшими контрактами на модернизацию и ремонт старой советской техники, которой в избытке было на вооружении ливийской армии. В итоге, затягивая с подписанием российских контрактов, Каддафи кинул сам себя. Не заинтересовав, не привязав к себе Россию в денежном отношении, он при этом остался и без современных вооружений. ПВО Ливии силы международной коалиции вывели из строя уже на первый день операции. А ведь если бы у Каддафи были в наличии современное российское вооружение, в первую очередь комплексы ПВО, никакие французы в Ливию бы вообще не сунулись, а американцы десять раз подумали бы перед тем как начинать свою воздушную операцию.
При этом ситуация была бы более понятна, если бы у режима Каддафи не было средств на перевооружение армии, но ведь это не так. Средства у него были, десятки миллиардов долларов были заморожены на ливийских счетах в Европе и США. При этом золотовалютные резервы страны оцениваются в 100 миллиардов долларов. Именно на эти деньги Каддафи впоследствии начал осуществлять вербовку наемников из числа жителей африканских стран. Вдумайтесь, сумма реструктурированного долга перед Россией составляла 4,5 млрд. Расплатиться по нему, получив обновленную ливийскую армию, с новыми комплексами противовоздушной обороны, как бы это было актуально по нынешним временам. Но Каддафи предпочел кормить Россию завтраками.
Также в счет оплаты долга Каддафи обещал обсудить с Россией вопрос об открытии на территории страны российской военно-морской базы. Но данный вопрос постоянно откладывался и переносился, как говорится вот и дооткладывался. Помимо этого в начале 2011 года Газпром приобрел у итальянской компании Eni 33% акций в одном из крупнейших нефтегазовых месторождений Ливии – Elephant. Документы о сделки ушли в правительство Ливии и благополучно осели в ливийских министерствах. Еще один пример «дружеского отношения» со стороны этого североафриканского государства.
Теперь рассмотрим вопрос о печально известной всем резолюции №1973 Совбеза ООН. Начнем с того, что первую резолюцию за номером 1970 поддержал сам ливийский лидер, о чем он самолично и заявлял. Инициатором второй резолюции за номером 1973 выступила Лига арабских государств (ЛАГ), которая и вынесла данное рассмотрение в Совбез ООН, данная организация могла спокойно забрать свое предложение обратно, но она этого не сделала. Также данную резолюцию поддержали за некоторым исключением и челны Африканского союза. И как же в этой ситуации должна была поступить Россия. Если бы Москва поставило вето на данное предложение это было бы воспринято не как «поддержка международного права» или «поступок по совести», а как «плевок в лицо» и Лиги арабских государств, и Африканского союза, с которыми Каддафи сам умудрился испортить отношения, без помощи НАТО, США и уж тем более России. Нужно все это было России – конечно же, нет.
Россия резолюцию ООН №1973 не поддержала, как впрочем, поступил и Китай, который также мог поставить на резолюцию свое вето, хотя его экономические интересы в регионе оцениваются выше российских. При этом никаких обвинений в адрес Китай почему-то не прозвучало. Самое интересное, что и Каддафи в отношении России плохо не отзывался, с критикой не выступал. Однако у нас в стране нашлись люди с радостью поднявшие знамя с лозунгами о предательстве Ливии и лично Каддафи.
Принятая резолюция Совета Безопасности ООН, которую Россия не одобрила, а лишь воздержалась при голосовании, предусматривала введение в отношении Ливии эмбарго на поставку вооружений и установление над ее территорией безполетного пространства, а также защиту ее мирного населения. Прямых посылов к началу бомбардировок и иных военных действий в отношении Ливии данная резолюция не содержала. Конечно, данная резолюция развязала руки ряду стран НАТО, и Россия не могла этого не понимать, однако выбор был сделан. В итоге мы и с западом отношения не испортили и лицо сохранили. В конце концов, мы за резолюцию не голосовали, а после начала военной операции выступили с ее публичным осуждением, как впрочем, поступил и Китай. При всем при этом из всей этой ливийской эпопеи Россия смогла извлечь прямую экономическую выгоду. Россия, как известно, страна нефтедобывающая, сырье сегодня является одним из главных объектов нашего экспорта. В результате беспорядков и последующей воздушной операции против Ливии нефть подорожала в цене более чем на 20 долларов. Сегодня за баррель нефти дают более 100 долларов. Давайте проведем грубые подсчеты. В 2009 году наша страна экспортировала порядка 4 930 000 баррелей нефти в день. Подорожание барреля нефти на 10 долларов увеличивает дневную выручку примерно на 50 млн. долларов, в месяц уже 1,5 млрд. долларов. Соответственно подорожание на 20 долларов приносит России уже 3 млрд. долларов ежемесячно. Так что плакать в отношении потерянных долговых обязательств и контрактов, которые официальный Триполи и не торопился исполнять по меньше мере не стоит.
Все это особенно показательно в сравнении с сегодняшней ситуацией в Сирии. Здесь позиция России диаметральна противоположна. Не сказать, что данное государство центр демократии и всевозможных свобод, однако здесь есть вполне адекватное руководство, которое может и не демократическое, зато предсказуемое, с ним вполне можно иметь дело. Что и подтверждает наш договор о дружбе и сотрудничестве. На территории Сирии действует база российского флота в Тартусе, которая в перспективе будет ремонтироваться и развиваться. Что по нынешним временам достаточно актуально для Сирии.
В то время как Каддафи изворачивался и тянул с выплатами, Сирия планомерно заключала с нашей страной договора и что важно всегда их оплачивала. Россия поставила в Сирию довольно много вооружений: ПТРК «Корнет-Э», ЗРК «Печора-2М», ЗРПК «Панцирь-С1» и многое другое. Так же в планах Сирии покупка истребителей МиГ-29 М2/М3, слегка упрощенная версия МиГ-35, ПКРК «Бастион» с ПКР «Яхонт» (частично уже поставлены, контракт не завершен). Помимо этого страна активно модернизирует советское наследство, к примеру, десятки истребителей МиГ-29. Наверно именно поэтому Россия 30 апреля голосовала против принятия резолюции по Сирии, как говорится, почувствуйте разницу.